Как правильно перевозить детей в разных видах транспорта? Меняются правила перевозки детей в легковом автотранспорте Пдд удерживающие устройства для детей

Как правильно перевозить детей в разных видах транспорта? Меняются правила перевозки детей в легковом автотранспорте Пдд удерживающие устройства для детей
Как правильно перевозить детей в разных видах транспорта? Меняются правила перевозки детей в легковом автотранспорте Пдд удерживающие устройства для детей

Маленькие дети в автомобиле – это всегда повышенная ответственность для водителя. Чтобы обезопасить жизнь ребёнка, являющегося пассажиром транспортного средства, специалисты рекомендуют, а Правила дорожного движения обязывают использовать специальные приспособления.

Маленькие дети в автомобиле – это всегда повышенная ответственность для водителя. Чтобы обезопасить жизнь ребёнка, являющегося пассажиром транспортного средства, специалисты рекомендуют, а Правила дорожного движения обязывают использовать специальные приспособления. 1 декабря 2016 года были введены новые требования, которые обязали перевозить ребёнка только в специальном детском автомобильном кресле. Это означает, что любые другие удерживающие устройства в виде бустеров или адаптеров стали «вне закона». Как правильно перевозить детей? Какие рекомендации по перевозке детей дают специалисты? Что поменяется для водителей легковых транспортных средств, перевозящих ребёнка, в 2019 году?

Особенности перевозки детей в автомобиле

Не все участники дорожного движения знают, что легковые автомобили оснащаются штатными ремнями безопасности, спроектированными под пассажиров ростом не менее 150 см. В Правилах дорожного движения предусматривается норма, разрешающая перевозку без удерживающих устройств тех пассажиров, которым исполнилось 12 лет. Этот возраст установлен неслучайно: по мнению законодателей, именно к 12-летию большинство подростков обретают комплекцию, на которую и рассчитаны штатные ремни безопасности автомобиля.

Перевозить ребёнка меньшего возраста сегодня допускается с использованием любых приспособлений, в перечень которых, к сожалению, попадают удерживающие устройства, не гарантирующие полноценной защиты. Речь идёт о всевозможных адаптерах и бустерах, которые, как минимум, неэффективны при боковых ударах. В целом же, подобная продукция в настоящий момент не подлежит сертификации, а значит доверять жизнь ребёнка сомнительной пластиковой подставке крайне опрометчиво.

Штраф за перевозку детей в автомобиле

Размер штрафных санкций за нарушение правил перевозки детей приводится в п. 3 ст. 12.23 КоАП. В 2019 году за несоблюдение требований ПДД («Перевозка детей») водителю выписывается штраф в 3000 рублей. Должностному лицу такое нарушение «обойдётся» в 25 тыс. руб., юридическому – в 100 тыс. руб. В отношении взрослых пассажиров, перевозка которых осуществляется с нарушениями, законодательство предусматривает более мягкое наказание – штраф в 500 руб.


Необходимо понимать, что участникам дорожного движения не удастся избежать привлечения к административной ответственности, как при отсутствии в машине специального автокресла, так и в случае его неправильной установки. Необходимая технология монтажа детского автомобильного кресла обычно приводится в инструкции к изделию.

Какие изменения были внесены в законодательство в 2016 году?

1 декабря 2016 года вступили в силу поправки в ПДД, которые обязали перевозить ребёнка возрастом до 12 лет на удерживающих устройствах, выполненных в виде автомобильных кресел. Считается, что только в этом случае маленьким детям будет обеспечена максимальная безопасность, как при размещении таких пассажиров на переднем сиденье, так и при установке автомобильного кресла в любом месте большого заднего сидения. Перевозка детей по новым правилам также обеспечит эффективную работу штатных ремней безопасности, независимо от того, какие причины вызвали попадание транспортного средства в ДТП (лобовой или боковой удар, опрокидывание машины и пр.)

Соответствующие изменения были внесены в пункт 22.9 ПДД и вступили в силу уже в первый день зимы 2016 года, что во многом объясняется традиционным для этого времени ухудшением дорожной обстановки, связанным с похолоданием, обильным выпадением осадков и обледенением автодорог.

Новые правила перевозки детей призваны уменьшить ущерб их здоровью и жизни, поэтому игнорирование таких требований всегда может быть расценено как халатное отношение к судьбе маленьких пассажиров. Помните, что штатные ремни безопасности смогут защитить ребёнка только в случае их правильного использования: они должны проходить чётко по уровню груди и поясницы, плотно прилегая к телу. Обеспечить такие условия низкорослым пассажирам можно только при использовании специальных автокресел.


Стоит учитывать и другие рекомендации специалистов по перевозке детей в машине:

  • Наиболее безопасным для установки детского автокресла для ребёнка станет центральное место заднего сидения.
  • Лучшую защиту обеспечивают удерживающие устройства, конструкция которых подразумевает надёжное крепление изделия к основному сиденью, а также наличие 5-точечных ремней безопасности (с таким автокреслом маленькие дети получают защиту, в том числе при опрокидывании автомобиля).
  • Категорически запрещено осуществлять перевозку детей в машине, держа их на руках (исследования показывают, что в случае ДТП скорость перемещения ребёнка, находящегося на руках, увеличивается в 7-8 раз).

Дополнительные материалы по теме:


Стандартные налоговые вычеты по НДФЛ на детей в 2019 году: образец заявления Штраф за отсутствие страховки ОСАГО в 2019 году
Тахограф на грузовых автомобилях 2019: как обойти закон с 1 апреля 2015 года и нужно ли устанавливать тахограф на грузовик физическому лицу Штраф за выезд на встречную полосу

Дети, самая незащищенная категория граждан, в том числе и при перевозке в автомобиле. В 2016 году, перевозка детей в автомобиле должна осуществляться с определенными требованиями ПДД, непосредственно о них мы и поговорим в данной статье.

Дети в автомобиле, правила

Согласно новым правилам в 2016 году водителей транспортных средств, ждет более строгое наказание за перевозку детей без специального оборудования.

Вплоть до 2013 года нарушение при перевозке детей в автомобиле каралось небольшим штрафом в 500 рублей. В 2016 году за данное правонарушение, речь идет уже о весьма значительной сумме штрафа в 3 тыс. рублей.

Важно! Отсутствие детских крепежных средств не является весомым аргументом и оправданием для сотрудников ДПС!

Штраф налагается за перевозку детей младше 12-ти лет, без специального детского крепежного оборудования. Все дело в том, что штатные ремни безопасности рассчитаны на пассажиров с ростом более 1,5 метра.

Важно! Кроме непосредственного отсутствия специального детского оборудования для перевозки, штраф также накладывается за неправильную его установку!

Перевозка детей в автомобиле 2016

Согласно правилам ПДД 2016 года, перевозка детей младше 12-ти лет должна осуществляться с использованием специального крепежного оборудования, а именно:

  • До 6-ти месяцев – специальная детская автолюлька или детское кресло для самых маленьких.
  • До 12-ти лет – специальное детское кресло.

Также в законе имеется формулировка «иных средств», но о ней мы поговорим позже.

Перевозка ребенка без кресла

Перевозка детей без специального удерживающего устройства, строго запрещена законом Российской Федерации, за это правонарушение водитель карается штрафом.

Как уже говорилось ранее, штраф за перевозку ребенка без специального удерживающего устройства составляет 3 тыс. рублей. При этом цены на детские кресла колеблются в пределах 2-4 тыс. рублей. Как мы видим из вышеприведенных данных, намного выгодней будет купить специальное удерживающее устройство и быть в спокойным за безопасность своего ребенка нежели регулярно выплачивать данный штраф.

Важно! Конечно, при остановке сотрудником ДПС можно заявить, что ребенок уже достиг 12-ти летнего возраста. Сотрудники ДПС не имеют права требовать свидетельство о рождении. Ребенок при этом должен хотя бы приблизительно выглядеть на 12 лет. Но следует помнить, что погоня за экономией очень часто приводит к весьма печальным последствиям!

Детское удерживающее устройство

Как уже говорилось ранее в статье, детские удерживающие устройства бывают двух видов. Первый – это автолюльки, применяются для самых маленьких пассажиров. Второй – это автокресла, предназначенные для использования вплоть до 12-ти лет.

Автолюльки применяются для маленьких детей до 6 месяцев. В силу своих габаритов и конструкционных особенностей устанавливаются поперек на задние сиденья автомобиля. Она фиксируется обычными штатными ремнями транспортного средства, а непосредственно сам ребенок надежно пристегивается ремнями, которые имеются у автолюльки.

Детская автолюлька занимает очень большое пространство в автомобиле. С другой же стороны она обеспечивает оптимальное, безопастное и комфортное положение малыша. Как альтернативный вариант существует автокресло для маленьких детей.

Автокресла применяются для детей вплоть до 12 лет. Непосредственно автокресло крепится штатными ремнями безопасности, либо специально предназначенными скобами, которые идут с ним в комплекте. Как правило, у детских автокресел имеется возможность регулировки угла наклона спинки.

Важно! Для самых маленьких пассажиров чтобы качественно зафиксировать голову используются специальные валики!

Детские автокресла делятся по возрастной и весовой категории на пять основных групп. Перевозка ребенка в кресле несоответствующей группы, также карается законом. При поездке в автокресле ребенок должен чувствовать себя максимально комфортно.

Ремни безопасности для детей

Перевозку детей в транспортном средстве до 12-ти лет, так же можно осуществлять при помощи специальных бустеров и адаптеров для ремней безопасности.

В законе Российской Федерации именно они подразумеваются под формулировкой «иных средств позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности».

И так, разберем что такое адаптер и бустер:

  • Адаптер — это по своей сути, элемент из металла который опускает ремень безопасность до груди ребенка. Является самым дешевым и абсолютно не эффективным способом защиты. При нагрузке, возникающей при столкновении автомобиля, адаптер просто рвется.

  • Бустер – это нижняя часть автокресла, то есть по своей сути автокресло без спинки и ремней. Также не отличается особой эффективностью.

Важно! Данные средства защиты детей для перевозки в автомобиле не обеспечивают должную безопасность. Как не крути, штатные ремни безопасности рассчитаны на взрослого человека, а не на маленьких детей.

Бустеры и адаптеры пока что разрешены законом, но их использование допускается только на задних сиденьях.

Ребенок на переднем сиденье

В законодательстве Российской Федерации, отсутствуют какие-либо ограничения по перевозки детей на переднем сиденье, но при условии обеспечения должной безопасности ребенка. Так для ребенка до 12-ти лет при перевозке в транспортном средстве на переднем сиденье, необходимо использовать специальное автокресло.

Кроме того для перевозки ребенка до 3-х летнего возраста на переднем пассажирском сиденье, автокресло необходимо размещать спинкой вперед, то есть лицом к сиденью. При этом следует заблаговременно отключить подушку безопасности, так как при срабатывании она способна нанести значительный вред ребенку.

Детей старше 3-х лет размещать необходимо лицом вперед. Подушку безопасности при этом нужно включить.

Важно! По всем краш тестам и исследованиям, самым опасным местом в автомобиле считается переднее пассажирское сиденье. По этой причине следует трижды подумать, прежде чем усаживать на него ребенка!

Перевозка детей на руках в автомобиле

Перевозка как грудных, так и более взрослых детей на руках строго запрещена законом Российской Федерации. Для перевозки грудных детей в транспортном средстве необходимо использовать специальную детскую автолюльку. Которая устанавливается на заднее сиденье.

Итог

  • Дети до 12 лет, самая незащищенная категория пассажиров в транспортном средстве. Для их перевозки необходимо использовать специальные устройства, и поводом для этого, прежде всего, должна становится безопасность ребенка, а не штраф.
  • Для перевозки грудных детей необходимо использовать специально предназначенные детские люльки.
  • Штраф за нарушение при перевозке детей составляет 3 тыс. рублей. Намного экономически выгодней приобрести специальное устройство, чем регулярно оплачивать штраф, кроме того при этом вы обеспечите должную безопасность ребенка.
  • Адаптеры и бустеры не запрещены законом и приобретая их вы сэкономите. Так цена адаптера чаще всего не превышает 500 рублей. Но следует помнить при их использовании, прежде всего вы подвергните опасности ребенка.
  • Исследования показывают, что использование детских автолюлек и автокресел сокращают риск получения травмы ребенком в ДТП, более чем на 60%.

На этом наша статья заканчивается. Надеемся, она была для вас полезной. И помните, безопасность никогда не бывает лишней, в особенности это касается детей.

Согласно п 22.9 ПДД, в транспортных средствах перевозка детей, не достигших возраста в 12 лет, запрещена без удерживающих устройств . И законом никак не регулируется вопрос, какое именно удерживающее устройство должно при этом применяться . Но сотрудники ГИБДД на местах почему-то выписывают штраф каждому, чей малолетний ребенок находится в автомобиле не в детском автокресле. Невзирая на то, что он (ребенок) возможно зафиксирован другим предназначенным для этих целей устройством. И позицию инспекторов по таким делам поддерживают многие суды.

Как выясняется, совершенно зря поддерживают, поскольку у Верховного суда РФ иная позиция по данному вопросу. Совсем недавно, например, этот орган отменил все нижестоящие решения по делу водителя, который перевозил своего ребенка в машине, зафиксировав его специальным удерживающим устройством «ФЭСТ» (см. Постановление ВС РФ от 16 февраля 2017 г. № 45-АД17-1).

Чтобы получше разобраться в проблеме, рассмотрим данное дело подробно.

Оглавление:

Можно ли перевозить ребенка с ФЭСТ: позиция районного суда

Гражданина К. 30.04.2016 г остановил инспектор ГИБДД и оштрафовал на 3 000 рублей за, якобы, нарушение существующих правил перевозки людей. Нарушение, наказывающееся по ч 3 ст 12.23 КоАП РФ, по мнению сотрудника ДПС, состояло в следующем: К вез на сиденье сзади ребенка без детского автокресла. А тот факт, что ребенок пристегнут детским удерживающим устройством «ФЭСТ», нисколько не смутил ни представителя правоохранительных органов, ни судей районного, а также областного судов, оставлявших - по обращению автолюбителя - постановление инспектора дорожно-постовой службы без изменений. Все задокументировано:

  • решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 07.06.2016 г;
  • решение Свердловского областного суда от 03.08.2016 г;
  • и постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 05.10.2016 г.

Все они сошлись во мнении, что эластичная тканевая конструкция «ФЭСТ», закрепленная на ремне безопасности авто, не гарантировала несовершеннолетнему должной защиты в пути. И сотрудник ГИБДД, и судьи определили это устройство всего лишь, как «адаптер для ремней». И только-то.

Можно ли перевозить ребенка с ФЭСТ: позиция ВС РФ


С коллегами из нижестоящих инстанций никак не мог согласиться судья Верховного суда РФ. Он-то как раз и напомнил всем о том самом п 22.9 ПДД, в котором содержится запрет на перевозку детей без удерживающих устройств, соответствующих их росту и весу. Там же сказано, что лишь на переднем сиденье малышей следует перевозить с использованием особых, действительно «детских» удерживающих средств.
ВС РФ указал, что конструкции, типы и виды таких устройств никак не оговариваются и, соответственно, не ограничиваются в использовании.

Коль скоро устройство «ФЭСТ» было сертифицировано и прошло соответствующие испытания в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и Национального стандарта РФ ГОСТ Р 41.44-2005 «Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах» (а истцом были представлены все необходимые документы по этому поводу), оно может быть использовано для фиксации и удержания детей в салоне авто при перевозке. К тому же в рассматриваемом деле ребенок находился на заднем сиденье автомобиля. Значит использование универсального устройства «ФЭСТ» абсолютно никак не противоречит соответствующему пункту в действующих правилах дорожного движения.

В связи с вышеизложенным судья ВС РФ на совершенно законных основаниях прекратил производство по делу в связи с отсутствием в нем самого состава правонарушения (Постановление ВС РФ за № 45-АД17-1 от 16.02.2017), а также отменил все вынесенные ранее судебные решения в отношении К.

Особенности использования устройства ФЭСТ и бустеров

Вообще, универсальное устройство «ФЭСТ» сотрудники ГИБДД часто не воспринимают всерьез и штрафуют тех, кто его использует для перевозки детей до 12-ти лет. Постановления инспекторов по этому поводу также часто становятся предметом обжалования в судах. И некоторые судьи так прямо и указывают в своих решениях, что это средство не является детским удерживающим устройством (см., например, постановление Курганского областного суда от 30.06.2016 г по делу № 4А-294/2016 или решение Хабаровского краевого суда от 03.03.2016 г. по делу № 21-165/2016).

В других судах ФЭСТ признают удерживающим устройством, но только если речь идет о перевозке ребенка на заднем автомобильном сиденье (вот, например, по этому поводу есть решение ВС Республики Татарстан от 09.11.2016 г. по делу 77-2814/2016). А за нахождение ребенка, удерживаемого этой конструкцией, на сиденье переднем уже оставляют в силе «штрафующие» постановления ГИБДД (см. решение Тамбовского областного суда от 16.01.2017 г по делу 7-1/2017).

Помимо ФЭСТ столь же спорные постановления и решения влечет за собой использование, так называемых, «бустеров» - особых автомобильных сидений без спинки и ремней, но с подлокотниками (по этому вопросу можно посмотреть, например, решение Свердловского областного суда от 10.01.2017 г по делу 72-11/2017).

Что касается Верховного суда Российской Федерации, то он в таких делах всегда последователен и не находит нарушений ни в использовании устройства ФЭСТ в качестве удерживающего (в том числе детского), ни в перевозке детей, сидящих в бустерах и зафиксированных «взрослыми» ремнями безопасности. Подтверждающими по этому поводу является целый ряд постановлений, в том числе:

  • ВС РФ от 23.07.2015 г 46-АД15-28;
  • и ВС РФ от 24.03.2015 г 44-АД15-1.

Правила перевозки детей в автомобиле (ПДД и ГОСТ)

Скорее всего, инспекторы ГИБДД привлекают водителей к административной ответственности из-за особенностей трактовки п 22.9 ПДД. Ведь этот пункт не относит к категории «детских удерживающих» устройства, позволяющие пристегнуть перевозимого ребенка с помощью конструкционных автомобильных ремней безопасности. В п 22.9 правил дорожного движения такие средства называются просто «иными», а конкретные характеристики их никак не обозначены.

Однако в таких обстоятельствах следует руководствоваться существующим ГОСТом Р 41.44-2005 . Там детскому удерживающему устройству дано достаточно четкое определение, сформулированное как «совокупность лямок или гибких элементов, оснащенных пряжками, регуляторами или крепежом». В некоторых случаях, согласно все тому же определению, речь может идти о каком-то дополнительном устройстве (например, люльке, кресле, сиденье или противоударном экране), крепящемся ко внутренней части кузова ТС. Конструкция при этом может быть не цельной и лишь частично удерживающей (тот же бустер или ФЭСТ), но в комплекте с автомобильными ремнями безопасности должна представлять из себя вполне надежное детское удерживающее устройство (п 2.1.3 ГОСТ Р 41.44-2005).

Впрочем, следует помнить, что главная цель любого такого приспособления - это не отсутствие штрафов, а обеспечение противотравмирующей защиты маленького (по возрасту) пассажира в случае аварии или даже просто резкого торможения. Значит к выбору нужно подходить с большой ответственностью:

  • новорожденный младенец должен перевозиться в автолюльке (п 2.4.1 и п 2.4.2 ГОСТ Р41.44-2005);
  • малыш постарше - в детском кресле (п 2.4.3 ГОСТ Р41.44-2005).

А все удерживающие устройства, согласно техническим требованиям, можно разделить на группы:

  • «0» (для детей, чья масса менее 10 кг);
  • «0+» (до 13 кг);
  • «I» (9-18 кг);
  • «II» (15-25 кг);
  • «III» (22-36 кг).

Но мало выбрать удерживающее устройство, подходящее по параметрам, важно еще и правильно его установить. Конструкции групп «0» и «0+», например, согласно п 6.1.10 ГОСТ Р 41.44-2005, следует монтировать против направления движения ТС. А чтобы не ошибиться с остальными группами устройств и индивидуальными конструкциями, необходимо внимательно читать инструкции по установке. Там всегда указывается, как монтировать – «лицом вперед» или же «спиной вперед».

Важно: Не допускается установка удерживающего детского автоустройства против движения ТС на пассажирских сидениях, оснащенных подушками безопасности (согласно п. 3.2.5 Требований к выпускаемым в обращение единичным транспортным средствам).

Не все выпускаемые сегодня удерживающие средства являются универсальными. Некоторые из них относятся к ограниченной и особой категориям. Такие могут быть установлены лишь на определенных ТС с использованием специального крепежа (п 2.1.2 и п 6.1.3 ГОСТ Р 41.44-2005). Сведения об этом в обязательном порядке указываются в эксплуатационной инструкции каждого приспособления, а также на видном месте его упаковки.

Чтобы избежать ненужных трат и приобрести действительно необходимое конкретному водителю для конкретных целей устройство, по поводу покупки лучше консультироваться с продавцами специализированных отделов, не надеясь исключительно на собственные познания в данной области.

Проект поправок в ПДД

В 2016 году в экспертном аппарате МВД России был разработан проект поправок в ПДД. В нем предлагается исключить из п 22.9 формулировку про «иные» удерживающие устройства. Если законопроект получит соответствующую поддержку, в этом пункте правил останутся лишь «детские удерживающие системы» (речь, скорее всего, идет лишь о цельных конструкциях, то есть об автокреслах), как единственно возможный вариант для перевозки в ТС детей младше 7 лет.

Что же касается детей от 7 до 11 лет, то в тексте вышеупомянутого проекта допускается их перевозка как с помощью удерживающих систем, так и с использованием стандартных автомобильных ремней безопасности, но только при размещении на заднем сиденье ТС.

Принятие проекта, вероятно, решило бы проблему разногласий по данному вопросу, а также сняло еще одну - отсутствия на рынке удерживающих устройств для детей, которым еще не исполнилось 12 лет, но которые весят уже более 36 кг.

Кстати, некоторые эксперты в области безопасности движения уверены, что в правилах перевозки должны содержаться не требования к возрасту ребенка, а требования к его росту. Это гораздо важнее. А ориентироваться на какие-то возрастные «стандартные параметры», когда речь идет о детях, очень ненадежно. Потому что никаких стандартов тут попросту не существует.

Но и те поправки, что внесены в проект, пока находятся на рассмотрении. На сегодняшний день никаких изменений, которые касались бы правил перевозки детей, нет.

В соответствии с Правилами дорожного движения (ПДД), в редакции, действующей с 01 июля 2017 году, перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства (пункт 22.9 ПДД).

Новые правила перевозки детей

С внесение изменений в Правила дорожного движения изменились требования к перевозке детей в детских креслах.

Начиная с 01 июля 2017 года перевозка детей до 7 лет в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла.

Вывод. Таким образом, по новому законодательству дети до 7 лет должны перевозиться исключительно в детских автомобильных креслах, а детей старше 7 лет на заднем сиденье автомобиля можно перевозить без автокресел, с применением иных средств, позволяющих пристегнуть их штатными ремнями безопасности.

Такое нововведение связано в первую очередь с отказом от использования корректоров-адаптеров лямок ремней безопасности. Так, проведенными в НАМИ исследованиями установлено, что такие адаптеры во время ДТП могут нанести ребенку более серьезные травмы, чем их отсутствие.

Справочно. Ранее (до 01 июля 2017 года) ПДД было предусмотрено, что ребенок младше 12 лет мог перевозиться в машине как с использованием автомобильного кресла, так и с применением иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства.

Запрет на оставление детей в машине

По новым правилам запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица.

Ответственность за оставление детей в машине без присмотра взрослых предусмотрена ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ (нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств) и наказывается штрафом в размере 500 рублей.

Дети, находящиеся в автомобиле, являются пассажирами, относятся к наиболее уязвимым участникам дорожного движения, в отношении которых водители должны проявлять повышенную осторожность. В целях обеспечения их безопасности водители обязаны соблюдать Правила, устанавливающие требования к перевозке детей в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, их перевозка должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства.

Штраф за перевозку детей без детских автокресел

За несоблюдение такого требования в 2019 году предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ и наложение административного штрафа на водителя в размере 3 000 рублей; на должностных лиц – 25 000 рублей; на юридических лиц – 100 000 рублей.

Вывод. Штраф за нарушение перевозки детей составляет 3 000 рублей. Обратите внимание, что штраф по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ можно оплатить со скидкой в размере 50 % , то есть заплатить не 3 тысячи рублей, а 1500 рублей.

О правилах вынесения постановления ГИБДД при нарушении водителем ПДД можно прочитать в статье по ссылке.

Требования к детским автомобильным креслам по ГОСТ

То, что дети должны перевозиться в автокреслах закреплено в ПДД, но возникает вопрос - какими должны быть эти кресла, чтобы обеспечить безопасность при перевозке ребенка и можно ли применять бустеры, косынки на ремень, адапетеры «ФЭСТ» и т.д.

Требования к детским автокреслам, которые разрешены к использованию при перевозке ребенка (при перевозке в которых не наступает административная ответственность) установлены в ГОСТ Р 41.44-2005 (Правила ЕЭК ООН N 44). «Национальный стандарт Российской Федерации. Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 20.12.2005 N 318-ст).

В соответствии с ГОСТ Р 41.44-2005 детская удерживающая система (удерживающее устройство) (child restraint systems) – это совокупность элементов, состоящая из лямок или гибких элементов с пряжками, регулирующих устройств, деталей крепления и, в некоторых случаях, дополнительного устройства (например, детской люльки, съемного детского кресла, дополнительного сиденья и/или противоударного экрана), которое может быть прикреплено к внутренней части кузова автотранспортного средства. Устройство должно быть сконструировано таким образом, чтобы в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства уменьшить опасность ранения ребенка, находящегося в удерживающем устройстве, путем ограничения подвижности его тела.

При этом детские удерживающие устройства подразделяют на пять весовых групп:

  1. группа 0 (group 0) - для детей массой менее 10 кг;
  2. группа 0+ (group 0+) - для детей массой менее 13 кг;
  3. группа I (group I) - для детей массой 9 - 18 кг;
  4. группа II (group II) - для детей массой 15 - 25 кг;
  5. группа III (group III) - для детей массой 22 - 36 кг.

Также ГОСТом установлено, что детские удерживающие устройства могут быть двух конструкций:

  • цельной (integral class), включающей в себя комплект лямок или гибких элементов с пряжкой, устройство регулирования, крепления и, в некоторых случаях, дополнительное сиденье и/или противоударный экран, который может быть прикреплен с помощью собственной цельной лямки или лямок;
  • нецельной (non-integral class), включающей в себя частичное удерживающее устройство, которое при использовании в сочетании с ремнем безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребенка, или удерживающим устройством, в котором находится ребенок, образует детское удерживающее устройство в комплекте;

Требованиями ГОСТ допускается использование не только цельных автокресел, но и других устройств, позволяющих обеспечить безопасность при перевозке детей, к которым относятся:

  1. частичное удерживающее устройство (partial restraint): Такое устройство, например дополнительная подушка, которое при использовании в сочетании с ремнем безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребенка, или удерживающим устройством, в котором находится ребенок, образует детское удерживающее устройство в комплекте;
  2. дополнительная подушка (booster cushion): Упругая подушка, которую можно использовать с любым ремнем безопасности для взрослых;
  3. направляющая лямка (guide strap): Лямка, которая удерживает плечевую лямку ремня безопасности для взрослых в положении, при котором ее можно использовать для детей, а фактическое положение, при котором плечевая лямка изменяет направление, может быть отрегулировано с помощью устройства, передвигаемого вверх или вниз по лямке в зависимости от местоположения плеча и фиксируемого в таком положении. Направляющая лямка не должна подвергаться значительной динамической нагрузке.

Таким образом, требования ГОСТ разрешают перевозку детей старше 7 лет в бустере, при обязательном условии того, что ребенок будет пристегнут штатными ремнями безопасности.

Аналогично разрешена перевозка детей с использованием "косынки", надеваемой на ремни безопасности автомобиля в том случае, если она способна изменить направление плечевой лямки в зависимости от местоположения плеча ребенка.

Судебная практика по обжалованию постановлений инспекторов ГИБДД за нарушения правил перевозки детей

Изначально суды при рассмотрении жалоб водителей и их представителей исходили из того, что ребенок до 12 лет должен перевозиться только в детках автокреслах, однако ряд решений Высшего Верховного Суда Российской Федерации прояснил ситуацию в этом вопросе и признал законными действия водителя, если он перевозит ребенка в бустере (подушке), пристегнутого штатными ремнями автомобиля.

Так, Постановлением Верховного Суда РФ от 29.06.2016 N 18-АД16-153 признано незаконным привлечение водителя Латышева А.А. к административной ответственности за то, что он в районе дома 26 по улице Маяковского в городе Кореновске, перевозил на заднем сиденье автомобиля ребенка в возрасте до 12 лет, пристегнутого ремнем безопасности, без специального детского удерживающего устройства (водитель перевозил ребенка, находящегося в специальном удерживающем устройстве (бустере), пристегнутого ремнем безопасности для взрослых).

В решении по вышеуказанному делу Верховный Суд РФ разъяснил, что перевозка детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье транспортного средства возможна с использованием как детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, так и иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности.

Постановление Верховного суда РФ от 23.07.2015 по делу N 46-АД15-28 также признано незаконным решение инспектора ГИБДД о привлечении водителя к административному штрафу в размере 3 000 рублей за нарушение ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ. В этом случае водитель перевозил на заднем сиденье автомобиля ребенка в возрасте 5 лет на подушке, пристегнутого ремнем безопасности, без специального детского удерживающего устройства

Верховный Суд в постановлении, сославшись на требования ГОСТ Р 41.44-2005, также указал, что перевозка детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье транспортного средства возможна с использованием как детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, так и иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности.

Внимание. С учетом внесенных в ПДД изменений с 01 июля 2017 года перевозить без автокресел на задних сиденьях автомобиля можно только детей старше 7 лет. Перевозка детей младшего возраста с использованием иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, новыми правила не разрешена.

Судебная практика при перевозке детей с использованием накидок на ремень фирмы «ФЭСТ»

Решения судов свидетельствуют, что привлечение водителей к административной ответственности за нарушение правил перевозки детей по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ, в случае, если ребенок был пристегнут только ремнями с помощью адаптера «ФЭСТ» (без бустера или подушки) законно.

Так, постановлением Курганского областного суда от 24.06.2016 № 4А-258/2016 признано законным постановление инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Кургану о привлечении водителя к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 3000 рублей за перевозку ребенка, пристегнутого с помощью удерживающего устройства "ФЭСТ" без дополнительной подушки.

Суд постановил, что доводы водителя о том, что он перевозил ребенка пристегнутым с помощью устройства "ФЭСТ" существенного значения для правильной квалификации его действий не имеют по следующим основаниям. При этом суд указал, что сам по себе факт перевозки ребенка пристегнутого с помощью удерживающего устройства "ФЭСТ" без дополнительной подушки не может быть признан достаточным для вывода о соблюдении водителем ПДД по перевозке детей.

ВАЖНО. Таким образом, перевозка детей младше 7 лет, пристегнутых с помощью удерживающего устройства "ФЭСТ" или с помощью треугольного адаптера (а также детей от 7 до 11 лет - без дополнительной подушки или бустера) – запрещена.

Перевозка детей на переднем сиденье без детских автомобильных кресел не допускается

Судебная практика в данном случае однозначно толкует нормы закона и свидетельствует о правомерности привлечения водителей к ответственности за перевозку детей до 12 лет без детских кресел на переднем сиденье.

Так, постановлением командира ОРДПС ОГИБДД МО МВД России "Рубцовский" водитель признан виновным по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей, за то, что он перевозил ребенка, не достигшего возраста 12 лет, на переднем сиденье автомобиля без специального удерживающего устройства. Постановление судами признано законным и обоснованным.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Дополнительная информация

С 1 декабря 2016 года автомобилистам будет разрешено перевозить детей только в специальных автомобильных креслах. Что стало причиной появления данного нововведения, и какие штрафы предусмотрены для тех, кто решится перевозить ребёнка без учёта новых требований?

О перевозке маленьких пассажиров

Перевозка детей в легковом автомобиле требует использования специальных удерживающих устройств - такие требования ставит перед участниками дорожного движения пункт 22.9 ПДД. Чётко указывается и возраст маленьких детей, которых сегодня необходимо размещать на бустерах, адаптерах или полноценных автомобильных креслах, - 12 лет. Почему выбран именно такой возраст, и какую пользу несут в себе удерживающие устройства?

Штатные ремни безопасности любого легкового транспортного средства устроены таким образом, чтобы обеспечивать защиту пассажира ростом минимум 150 см. В любом другом случае, и на переднем, и на заднем сиденьях, поперечный ремень будет размещаться не на грудной клетке, а в районе шеи. Отсюда и возникает необходимость использования таких приспособлений, которые бы позволяли размещать маленьких детей выше. А поскольку роста в 150 см. среднестатистический подросток достигает примерно в 12-летнем возрасте, то этот рубеж и был выбран составителями ПДД в качестве основополагающего для формулировки содержания соответствующего правила.

Сегодня закон разрешает устанавливать удерживающее устройство и на заднее, и на переднее сиденье, используя для этих целей абсолютно любое подходящее приспособление. К сожалению, такая вольность в выборе обходится автовладельцам крайне дорого: практика показывает, что ни бустеры, ни адаптеры не защищают маленьких детей в должной мере. И только специальное детское автомобильное кресло, имеющее спинку и боковые упоры, в состоянии гарантировать защиту малыша при любых видах аварий (лобовое столкновение и боковой удар).

Перевозка детей с 1 декабря 2016 года

В большинстве развитых стран давно приняты законы, обязывающие водителей пользоваться только теми детскими удерживающими устройствами, которые прошли обязательную сертификацию. К подобному решению идут и российские законодатели, хотя и текущее нововведение можно назвать настоящим прорывом. Дело в том, что все эти годы водители фактически доверяли жизнь ребёнка крайне сомнительным приспособлениям, которые не выдерживают никакой критики. Сегодня в продаже можно встретить массу пластиковых изделий, которые созданы исключительно для того, чтобы не получить штраф…

После 1 декабря 2016 года перевозить ребёнка можно будет только в детском автомобильном кресле (соответствующая норма появится в пункте 22.9 Правил дорожного движения). Устанавливать его можно на любом пассажирском месте (переднее сиденье, заднее сиденье), но обязательно - с использованием штатных ремней безопасности. Новое правило вступит в силу в первый день зимы, что объясняется стремлением законодателей обезопасить жизнь детей накануне самого сложного для всех автомобилистов периода. Именно зимой появляются обледенелые дороги и снежные заносы, которые традиционно способствуют увеличению количества аварий.

Штрафы

Нарушение пункта 22.9 Правил дорожного движения влечёт за собой административную ответственность согласно п. 3 ст. 12.23 КоАП. Перевозка детей на переднем или заднем сиденье без удерживающего устройства в виде автомобильного кресла повлечёт за собой:

  • для физического лица - штраф 3000 рублей,
  • для юридического лица - штраф 100000 рублей,
  • для должностного лица - штраф 25000 рублей.

Для справки: при нарушении правил перевозки пассажиров в лице взрослых лиц штрафные санкции являются более мягкими - 500 рублей.

Отметим, что избежать штрафа в 3000 рублей не удастся и тем, кто использует детское автомобильное кресло неправильно: удерживающее устройство должно размещаться исключительно на сидении и фиксироваться предусмотренными в транспортном средстве штатными ремнями безопасности. Инструкция по правильной установке такого приспособления обычно прилагается к изделию.


Как перевозить детей в автомобиле?

Перевозка детей по новым правилам - это не просто вынужденная, а долгожданная и давно назревшая мера. Очевидно, что жизнь ребёнка должна цениться превыше всего, а штраф в 3000 рублей должен восприниматься не как наказание, а как напоминание водителю о том, что он подвергает своего маленького пассажира смертельной опасности. Любое транспортное средство, находящееся на дорогах общего пользования, может стать участником ДТП, а без детского автокресла ни один ребёнок не будет застрахован от серьёзных травм.