Проект "народные промыслы" старшая - подготовительная группа. Проект для детей старшей группы «Народные промыслы России» Проект народные промыслы в детском саду

Проект
Проект "народные промыслы" старшая - подготовительная группа. Проект для детей старшей группы «Народные промыслы России» Проект народные промыслы в детском саду

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок»

Новосибирская область Убинский район с. Круглоозерное

Воспитатель 1 квалификационной категории Михалькова Анна Николаевна

Тип проекта: информационно - творческий;

Продолжительность проекта: долгосрочный;

Участники проекта: дети старшей – подготовительной группы,

родители воспитанников, воспитатель.

Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью

воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников

в современном обществе.

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с

народными промыслами России, мастерством русских умельцев и

русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать

себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну,

богатую славными традициями.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к

русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами

и организацию художественно- продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

Познакомить детей с народными промыслами;

Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь,

повышать выразительность речи;

Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех

видах деятельности;

Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

Развивать умение видеть красоту изделий прикладного

творчества, формировать эстетический вкус;

Развивать навыки художественного творчества детей;

Организационный этап

Подготовка материалов:

Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические

картинки с элементами художественной росписи) ;

Подготовка материала по ознакомлению детей с народными промыслами;

Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

Познавательная деятельность

Речевая деятельность

Художественно-творческая деятельность

Игровая деятельность

Познавательная деятельность:

1. Тематические беседы:

- «Филимоновские игрушки»

- «Дымковские игрушки»

- «Золотая хохлома »

- «Голубая Гжель»

- «Веселые матрешки»

- «Городецкая роспись».

2. Просмотр иллюстраций: «Гжель», «Золотая хохлома»,

«Дымковские мастера», «Филимоновские игрушки», «Веселые матрешки»,

«Городецкая роспись».

Речевая деятельность:

1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;

2. Разучивание стихотворений «Матрешки», «Дымковская игрушка»,

«Узоры гжели», «Золотая хохлома»

Художественно- творческая деятельность:

1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;

2. Рисование «Филимоновские игрушки»;

3. Лепка из соленого теста «Дымковские лошадки»;

4. Лепка матрешек;

5. Рисование «Золотая Хохлома»;

6.Рисование «Роспись – Морозные узоры Гжели»;

7. Рисование «Роспись досок. Городецкая роспись».

Работа с родителями:

Родителям предлагалось:

1. Помочь детям разучивать стихи;

2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе.

Обобщающий этап

1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;

2. Презентация проекта

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей

к декоративно- прикладному искусству у детей появилось желание еще

больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского

народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных

видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры

на бумаге. Таким образом, тема декоративно- прикладное искусство

в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить

не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность

в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Информационные ресурсы:

    В.Н.Волчкова Н.В.Степанова Познавательное развитие.

Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Т.Ц.Учитель

Воронеж, 2006.

    И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в подготовительной группе

детского сада. Т.Ц. Сфера Москва 2010.

3. Интернет ресурсы.

Дымковская игрушка. Лошадки.

Морозные узоры «Гжель»

Золотая хохлома.

Деревянные игрушки: «Ложки да матрешки».

Лепка Матрешка.

Итоговое занятие «Путешествие по городам мастеров»

Дымково.

Филимоново.

Гжель.

Городец.

Хохлома.

Налетел ветер и все перепутал. Помогите расставить все ремесла по местам.

ирина копусова
Проект по народно-прикладному искусству в ДОУ «Народные промыслы»

МБДОУ «ДС №8 КВ» г. Пикалево

ПРОЕКТ

ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ »

Выполнили воспитатели

Копусова И. И., Кононова М. Н.

г. Пикалево

«Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества».

Б. М. Немецкий.

Актуальность проекта : В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями . Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.

Гипотеза : если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство , то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.

Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.

Сроки реализации проекта : краткосрочный.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта : формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи :

продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов , закрепление и углубление знаний о видах росписи;

развитие навыков художественного творчества детей;

развитие индивидуальных эмоциональных проявлений во всех видах деятельности;

развитие умения видеть красоту изделий прикладного творчества, формирование эстетического вкуса;

осуществление нравственного и эстетического развития личности ребенка;

содействовать развитию речи : обогащение и активизация словаря, повышение его выразительности, развитие навыков речевого общения в совместной деятельности.

Планируемые результаты проекта :

Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства : дымковской игрушки, хохломской, гжельской росписи.

Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.

Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей .

Формы реализации :

Беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве ;

Рассматривание видов росписи;

Выполнение работ по изобразительной деятельности;

Подвижные и малоподвижные народные игры ;

Выставка «Сказочная гжель»

работа с родителями :

Совместные работы с детьми;

Консультация для родителей;

Обогащение предметно-развивающей среды;

Фото-коллаж;

Этапы реализации проекта :

Подготовительный;

Исследовательский;

Заключительный (обобщающий) .

Реализация проекта по этапам

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей

1 этап 1. Поиск, анализ, систематизация, имеющиеся литературы по декоративно-прикладному искусству , разработка планирования по изобразительной и продуктивной деятельности.

2. Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.

3. Подвести к формулировке задач : иметь представление о народных промыслах (Гжель, Дымково, Хохлома, Жостовская роспись, Полхово-Майдановская роспись); отразить впечатления в продуктах своей деятельности; принять участие вместе с родителями в создании выставки «Сказочная Гжель» Рассматривают иллюстрации по декоративно-прикладному искусству ;

Закрепляют знания о характерных признаках, особенностях узоров и элементов;

Принимают активное участие в выставке «Сказочная гжель»

2 этап 1. Организация деятельности детей :

Познавательная

Речевая

Художественно-эстетическая

Социально-коммуникативная

2. Совместная работа с родителями :

организация выставок сувениров и поделок декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов ,

пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе (наглядные пособия, подбор художественной литературы по декоративно-прикладному искусству , фигурки, глиняные игрушки, изделия из дерева, раскраски, изготовления шаблонов и трафаретов, изготовление дидактических и настольно-печатных игр.)

Участие в подготовке к мастер-классу «Народные промыслы » .

3. Совместная работа со специалистами :

Музыкальным руководителем. Принимают активное участие в продуктивной деятельности. Заучивают стихи, заклички; знакомятся с новыми народными играми ; играми по декоративно-прикладному искусству .

Прослушивание русских народных песен ;разучивание песни «Гжель» .

3 этап 1. Создание презентации к НОД «Народные промыслы » .

2. Реализация проекта с участием родителей мастер-класс «Дизайн в росписи народных промыслов .

3. Создание коллажа, как подведение итогов проекта .

Участвуют в мастер-классе.

Принимают активное участие в создании коллажа.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРОЕКТУ

1 неделя 2 неделя 3 неделя

Речевое развитие :

Беседа на тему : «Что такое Хохлома?» ;

НОД «Золотая Хохлома» ;

Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи) ;

В. Набоков «Хохлома» ;

П. Синявский «Хохломская роспись» .

Разучивание стихотворения Е. А. Николаевой «Золотая Хохлома» .

Беседа на тему Речевое развитие :

Беседа на тему : «Что такое музей?» ;

Интегрированное занятие-беседа (развитие речи +рисование) «Дымковские мастера» ;

НОД «Веселая ярмарка» ;

Чтение стихотворений : М. Г. Смирнова «Дымка» ,

«Красная девица» ;

А,Дьякова «Веселая дымка» ;В. В. Гаврилова «Индюк» , «Водоноска» .

«Дымковская игрушка» . Речевое развитие :

Беседа «Сине-голубое чудо» , «Гжель» ;

НОД «Ремесла на Руси»

Разучивание стихотворения Е. А. Никоновой «Узоры Гжели» .

Беседа на тему «Жостовская и Полхово-Майдановсая роспись» .

Познавательное развитие :

Беседа «Золотая Хохлома» .

Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала (использование ИКТ : слайды,презентации) . Познавательное развитие :

НОД «Из чего же, из чего же?» (дерево-Хохлома, глина-Дымка, фарфор-Гжель». Познавательное развитие :

Дидактическая игра «Собери цветок» (умение складывать из частей целое) .

Социально-коммуникативное развитие :

Дидактические игры :

«Угадай и расскажи»

(закрепление знаний детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства );

«Найди отличия»

(умение находить сходства и различия) .

Социально-коммуникативное развитие :

Дидактические игры :

«Составь узор» (закрепление умения составлять узоры способом аппликации) ;

«Найди правильно» ;

«Назови правильно»

(закрепление знаний о народных художественных промыслах , их признаках) Социально-коммуникативное развитие :

Дидактические игры :

«Собери Гжельскую розу» (закрепление умения составлять гжельскую розу способом аппликации) ;

«Угадай, какая роспись» (умение узнавать роспись по элементам орнамента)

Художественно-эстетическое развитие :

Рисование «Хохломская веточка»

(гуашь; с использованием ватных палочек) .

Знакомство с декоративными приемами рисования.

Музыка :

Хороводные игры : «Каравай» ; «Заря-заряница» .

Художественно-эстетическое развитие :

Лепка «Дымковские игрушки» (дымковская барышня) .

Рисование «Знакомьтесь-

Русская матрешка» (восковые карандаши + акварель) .

Музыка :

Тематическое занятие «Ой вы гусли, мои гусли» .

Хороводная игра «Гори, гори ясно» .

Художественно-эстетическое развитие :

Рисование «Укрась тарелочку. Гжель» (гуашь) .

Музыка :

Музыкально-дидактическая игра «Угадай инструмент» .

Хороводная игра «Ручеек» .

Разучивание песни «Гжель» .

Заключительный этап :

Организовать выставку работ по народному декоративно-прикладному творчеству, выполненных родителями с детьми.

По окончании данного проекта у детей развились такие качества, как : эстетический вкус, умение определять виды промыслов , умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции. Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.

Цель проекта :

Углубить представления детей о России, о культуре и творчестве русского народа;

изучить традиционные промыслы и ремесла России.

Задачи проекта:

провести цикл занятий и мероприятий по данной теме;

организовать выставку детских рисунков и поделок.

познакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;

расширить знания детей о художественной и культурной ценности народных промыслов;

сформировать у детей чувство гордости за свою страну, развивать творческое восприятие и воображение;

расширить знания и изучить основные приемы и элементы промыслов;

познакомить детей с народными промыслами своей страны, прививать любовь к Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Народные промыслы России»

Воспитатель МАДОУ МО «СГО »

Д/С № 10 «Чайка»

Каменская Л.Н

Тема: «Народные промыслы России »

Актуальность проекта:

Традиции мастеров художественных промыслов России уходят далеко в глубину веков. У художественных промыслов богатая предыстория, самобытные художественные традиции. Появление городов на Руси неразрывно связано с развитием ремесла. Почти каждый дом в Московском посаде был одновременно и мастерской ремесленника.

На основе народного гончарства в 18-19 вв. формируется искусство большого гжельского промысла, развивается производство фарфора в Дулево и Вербилках.
Традиции Павлово-Посадских ткачей получили блестящее развитие в набивном красочном Павловском платке. Конец 18 в. - первая половина 19 в.: развивается искусство Лукутинских лаков , появляется Жостовский расписной поднос , приобретает известность распространенная скульптура Троице-Сергиевого Посада и веселая игрушка Богородских резчиков . Для каждого из промыслов характерен свой ассортимент изделий, свои технические приемы.

Популярность народного искусства в наши дни необычайно велика. Современное искусство традиционных народных промыслов, всегда наполненное светлыми, жизнеутверждающими образами, понятно и близко всем.

В детском саду, начиная с младшей группы, происходит приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, вкладышам, каталкам и т.д.), знакомят с народными играми, хороводами, потешками. От возраста к возрасту усложняются задачи изучения ДПИ. Познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем гармонически развитую личность.

Участники проекта : Воспитатели, дети старшей и подготовительной группы, родители.

Цель проекта :

Углубить представления детей о России, о культуре и творчестве русского народа;

изучить традиционные промыслы и ремесла России.

Задачи проекта:

провести цикл занятий и мероприятий по данной теме;

организовать выставку детских рисунков и поделок.

познакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;

расширить знания детей о художественной и культурной ценности народных промыслов;

сформировать у детей чувство гордости за свою страну, развивать творческое восприятие и воображение;

расширить знания и изучить основные приемы и элементы промыслов;

познакомить детей с народными промыслами своей страны, прививать любовь к Родине.

Тип проекта : Познавательно – практический

Формы представления и сроки реализации проекта:

(С 1.02.2016-31.03.2016)

Предполагаемый продукт проекта :

Итогом изученного материала будет выставка детских работ;

доклад «Народные промыслы России», знаменитые центры народных промыслов России;

Систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме: «Искусство лаковой живописи»; «Ткачество на Руси»;

Консультация для родителей и педагогов «Русские народные игры»;

Россия с давних времен славится художественными промыслами, которые стали символами русского народного искусства. Народные художественные промыслы занимают ведущее место в историко-культурном достоянии Московской области, составляют значительную часть туристского ресурса региона и основу сувенирной промышленности России.

Список используемой литературы и интернет ресурсов:

  1. Дошкольник; Комплексные занятия по разделу «Социальный мир» программа «Детство», автор-составитель О.Ф Горбатенко, издательство «Учитель» 2006 год.
  2. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
  3. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
  4. Художественное творчество ДОУ: от ФГТ к ФГОС, автор Н.Н. Леонова, Волгоград, издание 2014 г.
  5. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. Москва. Просвещение, 1984.
  6. Учебно-методическое пособие «Изобразительная деятельность в д/с»; И.А. Лыкова, Издательский дом «Цветной мир» 2012 год.
  7. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
  8. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
  9. www.zhostovo.ru

Этапы реализации проекта

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

-- подбор методической литературы для реализации проекта;

– подбор наглядно-дидактического материала;

-- художественной литературы, репродукций картин;

-- организация мини- музея «Народные промыслы»

Основной этап

– ознакомление детей с художественной литературой, чтение сказок

Бажова П.П; «Каменный цветок »

– проведение бесед на тему: «История дымковской игрушки »

− рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

− проведение занятий по рисованию на тему: «Дымковская игрушка» − проведение мероприятия на тему: «Праздники на Руси - Масленица»;

− рисование с детьми на тему: «Павлово-посадский платок»;

− создание и показ презентаций.

Тематическое планирование проектной работы с 01.02.2015-31.03.2015

1. Сбор материала для создания альбома «Народные промыслы» (пословицы, поговорки).

Февраль: Воспитатели.

2.Оформление уголка (Книги, наглядные пособия)

Февраль: Воспитатели.

3. Создание мини-музея народных мастеров России.

Февраль: Родители, воспитатели, дети.

3. Беседа с детьми на занятии по развитию речи «Беседа по истории Дымковской игрушки»

февраль: Воспитатели.

4. Конспект занятия по рисованию для детей 6 – 7 лет

на тему: «Дымковская игрушка»

5. Конспект по социально- нравственному воспитанию детей для

подготовительной группы.

Тема: «Павлово - посадский платок»

6. Показ презентаций на занятиях «Павлово - посадский платок», «Народные промыслы», «Матрёшки»

Март: воспитатели, дети

7. Чтение сказок Бажова П.П «Каменный цветок»,

8. Просмотр мультфильма «Малахитовая шкатулка»

Март: Воспитатели, дети.

9. Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Праздники на Руси»

10. Папка передвижка на тему: «Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми».

11. Оформление папки «Русские народные игры»

12. Конспект занятия на тему: «Ткачество на Руси»

13. Конспект занятия на тему: «Муравьишки в муравейнике» Лепка из бумажной массы (папье-маше)



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по социально- нравственному воспитанию для детей подготовительной группы на тему: «Ткачество на Руси»

Воспитатель МАДОУ МО «СГО»

Д/С № 10 «Чайка»: Каменская Л.Н

Цели: Познакомить с разнообразием тканей, изготавливаемых в России.

Продолжать знакомить с народными традициями.

Развивать творческое воображение, глазомер.

Закреплять навыки вырезания и наклеивания.

Материал: лоскуты тканей разных типов; образцы народного ткацкого творчества; всё для аппликации, рисованные силуэты ваз с цветами.

Ход занятия:

Педагог:

Перед вами - лоскуты разных тканей. Рассмотрите их, потрогайте. Ткачество - традиционное занятие русских женщин. В большинстве деревенских домов на Руси стояли ткацкие станки. Из полотна, которое ткали женщины, изготавливали одежду, полотенца, скатерти и многое другое.

Сегодня ткани изготавливают на ткацких фабриках с использованием механизированных станков.

Ткани делают из разных ниток, например шёлковых, шерстяных, капроновых.

Одинаковые ли наши лоскуты ощупь? (нет, не одинаковые. Одни лоскуты гладкие, другие шероховатые; Некоторые из них холодные, некоторые тёплые; есть среди них толстые, есть тонкие.) Какая ткань вам нравится больше? Почему? Как вы думаете, что из нее можно сшить?(ответы детей)

Вот шерстяная ткань. Она используется для изготовления тёплой одежды: костюмов, свитеров, шарфов. Из шерстяной ткани делают павлово-посадские шали и платки, о которых вы уже знаете. (Дети вспоминают о павлово- посадском народном промысле )

А это – образцы тканей камвольного комбината. (Здесь необходимо объяснить значение незнакомого детям слова «Камвольный- шерстяной; Чёсаная шерсть» .) Опишите эти ткани. (Они плотные, тёплые.) Как вы думаете, что шьют из таких тканей?(брюки, юбки, пиджаки, верхнюю одежду.)

Это шёлковые ткани. Опишите их своими словами. (Шёлк блестящий, нарядный, гладкий.) Давайте полюбуемся красотой шёлка, отметим разнообразие узоров и расцветки. В старину из него шили одежду для царских семей, им отделывали стены во дворцах. Сейчас из шёлка шьют одежду, занавески, постельное бельё и многое другое.

После этого проводится беседа о сохранении традиций народного творчества в ткачестве. Здесь полезно поговорить о вологодском кружеве и оренбургских платках, об изготовлении гобеленов, о Шахунской художественной фабрике (полотенца, скатерти, пледы и другие предметы быта с ярким декоративным узором в русском народном стиле) др. Здесь полезнее будет показать не лоскуты тканей, а готовые изделия.

Проводится физминутка.

Игра «Я - Модельер.» На листах бумаги нарисованы силуэты по- разному одетых людей. Дети берут лоскуты ткани и подбирают подходящие для юбки, блузки, брюк и т.п. Затем дети вырезают элементы одежды и наклеивают их на силуэты.

Можно предложить также следующую работу. На подготовленную заранее основу (На которой изображена ваза с цветами) требуется наклеить головки цветов, листья, украшения, вырезанные из лоскутов. Картины можно вставить в рамки и использовать в качестве подарков.

Феоктистова Надежда Игоревна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №38"
Населённый пункт: Свердловская область, г. Сухой Лог
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Народные промыслы России " в старшей группе
Дата публикации: 16.07.2019
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №38»

Проект

«Народные промыслы России»

в старшей группе

Составитель:

Феоктистова Н.И.

г. Сухой Лог

Тип проекта: Информационно- практический.

Продолжительность проекта: краткосрочный – с 13.05 – 21.06.2019г.

Участники проекта : Воспитатели, родители, дети старшей группы.

Цель : формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры

детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным

искусством.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов,

процессом изготовления игрушек, русской матрешки, предметов быта

народными умельцами, основными элементами декоративной росписи

дымковской и филимоновской игрушек, хохломских, гжельских и городецких

изделий, понятием «народное искусство».

2. Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как

любовь к Родине, гордость за ее достояние, трудолюбие и уважение к культуре

своего народа, труду народных мастеров, понимание его общественной

значимости.

3. Расширять представление о многообразии окружающего мира.

4. Воспитывать чуткость к художественному слову.

5. Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям

искусства, навыки художественного творчества детей.

6. Приобщать к декоративно- прикладному искусству.

Актуальность:

В наше непростое время, в силу своей занятости на работе и

обеспокоенности за материальное состояние своей семьи, мы недостаточно

времени уделяем знакомству детей с духовными ценностями. А ведь без них не

вырастет настоящий патриот своей родины, умеющий ценить и умножать ее

богатства, заботиться о процветании своего края. Становление духовно- богатой

личности мы должны начинать с раннего возраста, вкладывать в умы детей то

прекрасное, что имеем, учить их дорожить народным наследием, воспитывать

уважение к труду народных мастеров, способствовать воспитанию чувства

прекрасного, развивать творческие способности детей. Народное декоративно-

прикладное искусство как нельзя лучше поможет нам в этом, т.к оно

пробуждает у детей первые яркие образные представления о Родине, ее

культуре, способствует воспитанию нравственно- патриотических чувств у

Предполагаемый результат:

1. Заинтересованность детей и родителей народным декоративно-

прикладным искусством.

2. Активное участие в осуществлении проекта.

3. Самостоятельное различение детьми известных видов декоративной

росписи и применении их в своем творчестве.

1 этап - Подготовительный:

1. Подбор литературы по теме, наглядных и дидактических материалов

(альбомы с разными видами росписи, основными элементами росписи, игры и

2. Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными

промыслами.

3. Подготовка картотеки подвижных и хороводных народных игр.

4. Подбор художественной литературы по теме проекта.

5. Подготовка материалов для организации творческой деятельности

2 этап - Практический:

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

Познавательная деятельность

Речевая деятельность

Художественно-творческая деятельность

Игровая деятельность

Работа с родителями

Познавательная деятельность:

1. Тематические беседы:

- «Дымковские мастера»

-«Что такое хохлома? »

- «Филимоновские игрушки- свистульки»

- «Веселые матрешки»

- «Здравствуй, волшебный Городец!»

- «Гжель сине-голубое чудо»

2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая

хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»

3. Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки? »;

Речевая деятельность:

1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;

2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки»,

«Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;

Художественно- творческая деятельность:

1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;

2. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»;

3. Лепка «Дымковская барышня»;

4. Рисование матрешек;

5. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»;

6. Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не

традиционных материалов;

7.Рисование «Роспись чашки с блюдцем. Гжель».

8. Рисование «Гжельские петушки».

9. Рисование «Роспись досок. Городецкая роспись».

Игровая деятельность:

1. Подвижные народные игры;

2. Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый

пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору» и другие.

3. Сюжетно- ролевая игра «Угостим матрешек чаем» и др.

Работа с родителями:

Родителям предлагалось:

1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея.

2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе.

3. Помочь детям разучивать стихи.

3 этап - Обобщающий

1. Оформление альбома рисунков детей по всем видам искусства.

2. Создание мини-музея «Народные промыслы России».

3. Создание интеллект-карты «Народные промыслы России».

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к

декоративно- прикладному искусству у детей появилось желание еще больше

узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети

самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной

живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким

образом, тема декоративно- прикладное искусство в детском саду очень

интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность,

но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей

стране в целом.

План работы с детьми по осуществлению проекта:

Тема: «Веселая дымка» 13.05 – 17.05.2019 г.

Цель :

научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других

игрушек народных промыслов России.

«Игрушки не

простые – глиняные,

расписные»

Просмотр презентаций «Дымка»

Организация выставки «Дымковская игрушка»

Рассматривание иллюстраций и наглядного

материала «Дымковская игрушка»

Дидактические игры «Третий лишний», «Цветные

капельки», «Дымковские разрезные картинки"

Раскрашивание раскрасок «Дымка»

Разучивание стихотворения про дымку

2. Рисование

«Нарядные

лошадки»

3.Аппликация

«Дымковские

игрушки»

4. Лепка из

«Лошадки»

Конструировани

е из бумаги

«Дымковская

барышня»

Тема: «Золотая хохлома» 20.05 – 24.05.2019 г.

Цель: расширять знания детей о народном искусстве, уточнять представления о

хохломском промысле, учить детей находить характерные особенности

хохломских изделий, формировать эстетический вкус.

Совместная деятельность педагога с детьми

«Хохломская

роспись»

Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для

хохломской росписи, тонирование шаблонов.

Тонирование изготовленных из папье – маше изделий

(тарелки, ложки, стаканчики)

Просмотр презентаций по теме

Рассматривание образцов хохломской росписи

Работа в раскрасках «Хохлома»

Рисование хохломских узоров

Разучивание стихотворения про хохлому

2. Рисование

«Золотая хохлома

и золотой лес»

3. Аппликация

«Декоративная

тарелка»

Пластилинография

«Золотая хохлома»

Тема: «Филимоновские игрушки» - 27.05 – 31.05. 2019 г.

Цель:

познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять

представления о народной игрушке.

детьми

«Чудо Филимоновских

свистулек»

Просмотр презентаций «Филимоновская

игрушка»

Рассматривание иллюстраций, игрушек

Используя шаблоны, учимся расписывать

силуэты игрушек

Дидактические игры ««Третий лишний»,

«Парные картинки», «Собери картинку».

Разучиваем поговорки и пословицы о труде

Разучивание стихотворения про

филимоновскую игрушку

Играем Филимоновской игрушкой

2.Рисование

«Филимоновский петушок»

«Филимоновские мотивы»

Пластилинография

«Филимоноская лошадка»

Тема: «Яркий Полхов – Майдан» - 03.06 – 07.06.2019г.

Цель : познакомить с росписью Полхов-Майдана, ее характерными элементами

(цветами, бутонами, стеблями, листьями). Учить составлять узоры по мотивам

полхов-майданской росписи, развивать эстетический вкус.

Совместная деятельность педагога с

детьми

«Яркий Полхов-Майдан»

«Знакомьтесь, русская

матрешка»

Просмотр презентаций «Изделия Полхов -

Майдана»

Рассматривание матрешек

Раскрашивание раскрасок «Матрешки»

Дидактические игры «Найди пару»,

«Сложи орнамент»

Рассматривание иллюстраций изделий

Полхов – Майдана

Игры с народными игрушками

Составление рассказов и сказок,

действующими лицами которых являются

матрешки

2. Рисование

«Роспись бочонка»

«Роспись Матрешки»

Тема: «Городецкие узоры – сколько радости для глаз» - 10.06. – 14.06.2019г.

Цель:

познакомить детей с изделиями городецких мастеров, развивать эстетическое

восприятие.

Совместная деятельность педагога с

детьми

«Веселый Городец»»

Чтение и заучивание стихотворении о

Просмотр презентаций

Дидактические игры «Выложи узор», «Что

Практическое задание «Обведи элемент»

Рассматривание иллюстраций, альбомов по

Городецкой росписи

Сюжетно-дидактическая игра «Магазин

сувениров»

Роспись полоски росписью

Прорисовывание элементов "купавки",

2. Рисование

«Доска с узором птицы»

3. Аппликация

с элементами

рисования

«Городецкие мотивы»

Тема: «Голубая гжель» - 17.06 – 21.06.2019 г.

Цель: познакомить детей с новым народным промыслом декоративно-

прикладного искусства - гжельская роспись; учить детей выделять характерные

особенности гжельского промысла, развивать эстетический вкус

Совместная деятельность педагога с

детьми

«Эта звонкая сказка - Гжель»

Рассматривание иллюстраций

Просмотр презентаций

Рисование элементов Гжельской

Раскрашивание раскрасок «Гжель»

2. Рисование

«Тарелочка»

*** Планирование и конспекты ООД имеются в приложении проекта

Информационные ресурсы:

1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 1981.

Вершинина

Знакомство

особенностями

декоративно-

прикладного

искусства

процессе

дидактических

Дошкольное

воспитание. 2004 №6.

3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре

4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. :

Просвещение, 2006.

Маханева

Приобщение

народной культуры. – СПб. :Акцидент, 1997.

6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика-

Синтез, 2012.

7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005

8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.

9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство-

Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России»

« Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

Давно известно всем на свете

Искусство русских мастеров.

В них - красота родной природы,

И мудрость древняя веков.

Тип проекта: информационно - творческий;

Продолжительность проекта: долгосрочный;

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта: Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматриваются, как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики оказывает сильное воздействие на ребёнка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.Декоративно-прикладное искусство является одним из фактов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к своей Родине. Народное искусство хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к лицу. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у детей художественный вкус.

Новизна данного проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, а также основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в изобразительную художественную деятельность. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям познакомиться с народными промыслами, научиться различать жанры русского народного творчества, способствует чувства прекрасного.

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Эффективная работа по развитию творческой личности детей дошкольного возраста будет успешной, если:

Создать развивающее пространство по декоративно – прикладному искусству народных мастеров России

Сотрудничать с родителями по вопросам народно – прикладного искусства

Внедрять в воспитательный процесс образовательно-познавательные мероприятия по художественно-продуктивной деятельности

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

Образовательные: - продолжать знакомство с русскими народными промыслами (городецкой, гжельской, хохломской росписью полхов- майданской росписью); - вызвать интерес у детей к народному творчеству; - учить видеть красоту и своеобразие городецкой, гжельской, полхов-майданской росписи; - учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей; - научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

Воспитательные: - воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству; - воспитывать любовь к народному творчеству; - воспитывать уважение к работе народных мастеров; - воспитывать эстетические и этические чувства, любознательность.

Развивающие: - развивать познавательную активность детей; развивать чувство цвета, композиционные умения; развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать; активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, элемент, розан, купавка, Городец, Гжель, содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка; развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

развивать навыки художественного творчества детей;

Организационный этап

Подготовка материалов:

Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи) ;

Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;

Продуктивный этап:

Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

Познавательная деятельность

Речевая деятельность

Художественно-творческая деятельность

Игровая деятельность

Работа с родителями

Познавательная деятельность:

1. Тематические беседы:

- «Филимоновские игрушки - свистульки»

- «Дымковские мастера»

- «Веселые матрешки»

-«Что такое хохлома? »

- «Гжель сине-голубое чудо»

2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»

3. Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки? »;

Речевая деятельность:

1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;

2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;

Художественно - творческая деятельность:

1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;

2. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»;

3. Лепка «Дымковская барышня»;

4. Рисование матрешек;

5. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»;

6. Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не традиционных материалов;

7.Рисование «Роспись чашки с блюдцем. Гжель»;

8. Рисование «Гжельские петушки».

9. рисование «Роспись досок. Городецкая роспись».

Игровая деятельность:

1. Подвижные народные игры;

2. Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»;

3. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;

Работа с родителями:

Родителям предлагалось:

1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;

2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;

3. Помочь детям разучивать стихи;

Обобщающий этап

1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;

2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом, у детей появился интерес к истории и культуре нашего народа,развился художественный вкус, они научились видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления, приобрели трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.

План работы с детьми по осуществлению проекта

«Народные промыслы»:

Тема: «Веселая дымка»

Цель : научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.

- просмотр презентаций «Дымка»

Организация выставки «Дымковская игрушка»

Рассматривание иллюстраций и наглядного материала «Дымковская игрушка»

Дидактические игры «Третий лишний», «Цветные капельки», «Дымковские разрезные картинки"

Раскрашивание раскрасок «Дымка»

Разучивание стихотворения про дымку

Изготовление родителями художественных рамок для дымковской росписи.

«Укрась узорами юбку дымковской барыни»

«В мастерской дымковской игрушки»

«Лепка и роспись дымковской барыни»

Оформление выставки «Вернисаж дымковской игрушки»

Выпуск буклета для родителей «Веселая дымка»

Тема: «Филимоновские игрушки»

Цель: познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке.

- просмотр презентаций «Филимоновская игрушка»

Рассматривание иллюстраций, игрушек

Используя шаблоны, учимся расписывать силуэты игрушек

Дидактические игры ««Третий лишний», «Парные картинки», «Собери картинку».

Разучиваем поговорки и пословицы о труде

Разучивание стихотворения про филимоновскую игрушку

Играем Филимоновской игрушкой

Мастер – класс «Филимоновские цветы»

Работа в альбоме «Народные промыслы России»

«Филимоновские игрушки»

Рисование филимоновских элементов: полосок, елочек, цветов"

"Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек"

Выпуск буклета для родителей «Филимоновская игрушка»

Тема: «Золотая хохлома»

Цель: расширять знания детей о народном искусстве, уточнять представления о хохломском промысле, учить детей находить характерные особенности хохломских изделий, формировать эстетический вкус.

- изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи, тонирование шаблонов.

Тонирование изготовленных из папье – маше изделий (тарелки, ложки, стаканчики)

Просмотр презентаций по теме

Рассматривание образцов хохломской росписи

Работа в раскрасках «Хохлома»

Рисование хохломских узоров

Разучивание стихотворения про хохлому

Мастер – класс «Техника папье – маше»

Изготовление дома совместно с ребенком посуду из папье-маше: тарелки, ложки, стаканчики.

Работа в альбоме «Народные промыслы России»

«Хохломские узоры»

«Украсим теремок для зверей»

«Сказочная хохлома»

Коллективная работа Панно «Золотая рыбка»

Выпуск буклета для родителей «Золотая хохлома»

Тема: «Яркий Полхов – Майдан»

Цель : познакомить с росписью Полхов-Майдана, ее характерными элементами (цветами, бутонами, стеблями, листьями). Учить составлять узоры по мотивам полхов-майданской росписи, развивать эстетический вкус.

- просмотр презентаций «Изделия Полхов - Майдана»

Рассматривание матрешек

Раскрашивание раскрасок «Матрешки»

Дидактические игры «Найди пару», «Сложи орнамент»

Рассматривание иллюстраций изделий Полхов – Майдана

Игры с народными игрушками

Составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки

Мастер – класс «Русская матрешка» (просмотр презентации, роспись шаблона матрешки)

Работа в альбоме «Народные промыслы России»

«Веселые матрешки»

«Русские красавицы всем нам нравятся» выставка матрешек

Выпуск буклета для родителей «Игрушки Полхов – Майдана»

Тема: «Городецкие узоры – сколько радости для глаз»

Цель: познакомить детей с изделиями городецких мастеров, развивать эстетическое восприятие.

- чтение и заучивание стихотворении о Городце

Просмотр презентаций

Дидактические игры «Выложи узор», «Что лишнее»

Практическое задание «Обведи элемент»

Рассматривание иллюстраций, альбомов по Городецкой росписи

Сюжетно-дидактическая игра «Магазин сувениров»

Роспись полоски росписью

Прорисовывание элементов "купавки", "листья"

Сочинение сказок и рассказов «Волшебный Городец»

Работа в альбоме «Народные промыслы России»

«Рисование по мотивам Городецкой росписи»

«Рисование городецкого узора на тарелке»

Роспись «Городецкая сказка»

Выставка посуды с городецкой росписью.

Выпуск буклета для родителей «Волшебный Городец»

Тема: «Голубая гжель»

Цель: познакомить детей с новым народным промыслом декоративно-прикладного искусства - гжельская роспись; учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла, развивать эстетический вкус

- рассматривание иллюстраций

Просмотр презентаций

Рисование элементов Гжельской росписи

Раскрашивание раскрасок «Гжель»

Привлечь родителей к изготовлению посуды для (кружки) росписи (папье – маше)

Работа в альбоме «Народные промыслы России»

«Рисование элементов Гжельской росписи»

«Роспись гжельской посуды»

«Роспись гжельского подноса»

Ярмарка «Расцветай гжель васильковая!»

Выпуск буклета для родителей «Голубая Гжель»

Тема: «Каргопольская игрушка»

Цель : познакомить детей с одним из видов народно-декоративного искусства – каргопольской глиняной игрушкой; учить расписывать силуэтные изделия каргопольским декоративным узором; развивать эстетическое восприятие.

- просмотр презентаций

Просмотр иллюстраций

Игровые задания «Правильно подбери..», «Найди ошибку..»

Упражнение в росписи на бумаге

Игры с каргопольской игрушкой

Оформить папку рисунков «Каргополь»

Дидактические игры «Дорисуй», «Создай узор»

Чтение рассказов, стихов о народных игрушках

Предварительная лепка лошадок

Отрабатывание приемов последовательности рисования узоров

Лепка по мотивам Каргопольской игрушки

Украшение бумажных силуэтов

Раскрашивание народных игрушек в книгах-раскрасках.

Конкурс совместно выполненных работ «Каргопольская игрушка»

Работа в альбоме «Народные промыслы России»

«Каргопольская игрушка – лошадка»

«Фартук, сарафан – каргопольская роспись»

«Каргопольские козлы»»

Коллективная работа «По грибы, по ягоды в Каргопольский лес»

Выпуск буклета для родителей «Каргопольская игрушка»

Литература:

    Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

    Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.

    Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.

    Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.

    Концепция патриотического воспитания граждан РФ. – Управление ДОУ. 2005 №1

    Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

    Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.

    Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.

    Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

    Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез,2005.

    Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.

    Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.

    Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.