Единая интегрированная информационная система фсс соцстрах. Социальное страхование формы, принципы и виды. IBS за полмиллиарда рублей продолжит развитие централизованной системы "Соцстрах"

Единая интегрированная информационная система фсс соцстрах. Социальное страхование формы, принципы и виды. IBS за полмиллиарда рублей продолжит развитие централизованной системы "Соцстрах"

Каково состояние дел по информатизации Фонда сегодня? В Фонде социального страхования Российской Федерации, включая Центральный аппарат, все региональные отделения Фонда, их филиалы и районные представительства, в настоящее время функционирует Единая информационная система, которая работает в Едином информационном пространстве. Это означает, что все компоненты системы (700 ЛВС, телекоммуникационное оборудование: около 105 маршрутизаторов и 1300 модемов, общесистемное программное обеспечение и около 20 прикладных подсистем ЕИИС Соцстрах, установленных на 12 тыс. персональных компьютерах, информационные ресурсы или базы данных, службы сопровождения ЕИИС Соцстрах) работают взаимосвязано.

Новые информационные технологии обеспечили руководству Фонда прозрачность финансовых потоков всех исполнительных органов Фонда, адресность по выплатам пособий по возмещению вреда и т.д. Это означает, что сложный аналитический отчет, любая информация, имеющаяся в базах данных, распределенная по всей территории Российской Федерации (от Калининграда до Камчатки), могут быть получены в реальном масштабе времени, как на своем рабочем месте, так и в любой точке земного шара, где имеется сотовая связь (через обычный сотовый телефон). Примеры оперативных запросов, сводных отчетов и аналитических справок приведены ниже.

Корпоративная сеть Фонда, являясь объединяющим элементом ЕИИС Соцстрах, базируется на выделенных и коммутируемых линиях связи и Internet технологиях.

ЕИИС Соцстрах, делая прозрачным для руководства Фонда финансово-хозяйственную деятельность исполнительных органов Фонда, обеспечивает эффективное управление средствами государственного социального страхования, гарантирующими социальную защиту населения.

Работа в условиях подготовки к введению единого социального налога и в период его действия практически показали эффективность средств адаптации ЕИИС Соцстрах к новым условиям функционирования, реализации новых функций и обработки новой информации. Единая информационная система Фонда имеет все необходимые средства (телекоммуникационные, программно-технические, организационные), позволяющие в сжатые сроки осуществить ее адаптацию на решение задач автоматизации деятельности различного назначения (управление городским хозяйством, регистрация сделок с недвижимостью, управление медицинским страхованием и др.).

Прикладное программное обеспечение, включающее около 20 прикладных подсистем, обеспечивает автоматизацию всех видов деятельности Фонда.

Рабочие места специалистов Фонда оснащены однотипными средствами вычислительной техники, создана региональная сеть сервисных центров, обеспечивающих гарантийное и послегарантийное обслуживание компьютерной техники и телекоммуникаций.

В состав информационных ресурсов Фонда входят:

Сведения о 4,2 млн. страхователях (юридических и физических лицах);

Персонифицированные сведения о получателях страховых выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью несчастным случаем на производстве или профзаболеванием (порядка 500 тыс. получателей);

Сведения о финансово-хозяйственной деятельности исполнительных органов Фонда.

Общая схема системы передачи данных (СПД) представлена на рис. 1.

Рис.1

В основе СПД лежат виртуальные частные сети (VPN), использующие для связей между отдельными своими элементами публичный Интернет. Виртуальная частная сеть это совокупность работающих по TCP/IP защищенных каналов связи между локальными сетями. Создание VPN позволяет защищать от постороннего доступа информацию, передаваемую по сети Интернет, и связывать географически удаленные подразделения, не арендуя дорогостоящих выделенных междугородних линий.

Глобальная структура системы представляет собой иерархическую звезду с одной центральной частью. Центром звезды является телекоммуникационный узел центрального аппарата, к которому подключены региональные отделения (РО), филиалы региональных отделений, а также иные пользователи, имеющие доступ к сети Фонда. Локальная вычислительная сеть регионального отделения Фонда (рис. 3) включает в себя:

Рабочие места;

Коммуникационные центры;

Серверы (баз данных HyTech и приложений);

Серверы доступа для подключения филиалов РО и отдельных удаленных пользователей, имеющих доступ к сети.

К составу ЛВС можно также отнести оборудование доступа к виртуальной частной сети Фонда: серверы proxy, firewall, маршрутизатор доступа к Интернет.

В настоящее время первый этап компьютеризации Фонда (разработка и внедрение ЕИИС Соцстрах) завершен. Фонд подошел ко второму важному этапу компьютеризации на основе накопленных и ежедневно формируемых баз данных региональных отделений проводить оперативную аналитическую их обработку для принятия решений (в разрезе Федеральных округов, регионов, городов, отраслей и т.д.). Для этого в Фонде введена в эксплуатацию система мониторинга и аналитической обработки баз данных Фонда (АРМ Руководителя). Она является надстройкой над всей информационной системой Фонда, с помощью нее обеспечивается On-line доступ ко всем информационным ресурсам Фонда.

АРМ Руководителя, реализованный на основе новейших XML и OLAP технологий, обеспечивает контроль текущей финансово-хозяйственной деятельности исполнительных органов Фонда, исполнения ими программ государственных гарантий по социальному страхованию, рационального использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов.

Для администрирования ЕИИС Соцстрах в АРМе Руководитель предусмотрен контроль технического состояния подсистем ЕИИС Соцстрах, баз данных, линий связи, регламента выполнения работ по обслуживанию системы.

Рассмотрим вкратце примеры оперативных запросов из АРМа Руководитель.

На главной странице системы мониторинга и аналитической обработки баз данных Фонда размещены карта России с выделенными субъектами Федерации и перечень подсистем ЕИИС Соцстрах. Запрос на получение информации формируется интуитивно понятным образом, путем выбора манипулятором мышь необходимого субъекта Федерации или группы субъектов, подсистемы ЕИИС Соцстрах, задания интервала дат, наименования страхователя или его регистрационного номера.

Система мониторинга и аналитической обработки баз данных Фонда в настоящее время установлена на рабочих местах председателя Фонда и его заместителей, руководителей структурных подразделений центрального аппарата и ведущих специалистов Фонда и используется непосредственно в процессе принятия решений. На основе многомерной модели данных система позволяет отображать на экране результаты запросов в удобном графическом и табличном видах: гистограммы, диаграммы, сравнительные таблицы и т.д.

На сегодняшний день можно уверенно сказать, что новая информационная технология и отечественная СУБД HyTech, положенные в основу ЕИИС Соцстрах, могут служить наглядным примером эффективного и обоснованного использования бюджетных средств на информатизацию федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций.

Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования .

Фонды социального страхования носят государственный характер.

Основные задачи фонда социального страхования:

  • обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
  • участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;
  • сотрудничество с аналогичными фондами.

Выплата пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • на реабилитацию после болезней и профилактику;
  • на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
  • на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
  • на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.
Обязательные страховые взносы:
  • работодателей;
  • граждан;
  • прочие платежи;
  • финансирование из средств госбюджета

Платежи в Фонд социального страхования

Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.

Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Финансовые ресурсы фонда социального страхования

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.

Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.

Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.

Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.

Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.

Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.

Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от
24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.

Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.

Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.

Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.

Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.

Наименование

Доходы

Переходящий остаток на 1.01.2002 г.

Единый социальный налог

Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Мобилизация просроченной задолженности

Прочие поступления

Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством

Итого доходов

Расходы

Выплата пособий

В том числе пособия по временной нетрудоспособности

Оплата путевок на санаторнокурортное лечение

Оздоровление детей

Ежемесячные страховые выплаты

Прочие расходы

Административные расходы

Итого расходов

При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.

В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.

Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.

В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):
  • а) среднесписочная численность работающих, принятая для расчета бюджета Фонда (млн. чел.) 50,1
  • б) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в год 790,0
  • в) общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (790,0 дней *50,1 млн. чел. : 100) 395,8
  • г) среднедневная зарплата (руб.). (1550000 млн. руб. :
    252 дней: 50,1 млн. чел.) 122,8
  • д) среднедневное пособие:
    • в процентах к среднедневной зарплате 82,0
    • в рублях 100,8
  • е) итого расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности (млн. руб.) (100,8 руб. * 395,8 млн. дней) 39896,6

В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.

В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.

В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.

В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.

Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).

Расчет пособия по беременности и родам
  • численность работающих женщин (млн. чел.) (50,1 млн. чел. * 51,7% : 100) 25,9
    Численность работающих женщин на протяжении ряда лет составляла в среднем 51,7% от общей численности работающих;
  • число дней по беременности и родам в расчете на 100 работающих женщин (дней) 245,0
  • общее число оплаченных дней по беременности и родам (млн. дней) (245,0 дней * 25,9 млн. чел. : 100) 63,46
  • среднедневная зарплата 1 работающего (руб.) 122,8
  • среднедневное пособие:
    в процентах к среднедневной зарплате (на основе данных за предшествующий год) 61,0
    в рублях (122,8 руб. * 61,0%) 74,9
  • итого расходов (млн. руб.) (74,9 руб. * 63,46 млн. дней) 4753,2
Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет:

100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,

где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Расчет пособия при рождении ребенка

(100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.

Расчет социального пособия на погребение

(100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.

Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием
  • число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих (дней) 20,0
  • общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (20,0 дней * 50,1 млн. чел. : 100) 10,0
  • средний размер дневного пособия (руб.) (по статистическим данным за прошедший период) 91,43
  • итого расходов (млн. руб.) (91,43 руб. * 10,0 млн. дней) 914,3
Единовременные страховые выплаты
  • максимальный размер единовременной страховой выплаты по случаям со смертельным исходом (руб.) (100 руб. * 60 * 1,14), 6840,0
    где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • средний размер единовременной страховой выплаты по случаям с частичной утратой трудоспособности (руб.) (6840,0 руб. * 53,6%), 3666,2
    где 53,6% отношение среднего размера ежемесячной страховой выплаты к среднемесячному размеру заработной платы;
  • расходы (млн. руб.) (6840,0 руб. * 8,1 тыс. чел.) + (3666,2 руб. * 35,4 тыс. чел.) 186,0

где 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.

Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.
  • численность получателей возмещения вреда (тыс. чел.) 569,5
  • средний размер ежемесячной страховой выплаты (руб.) (519,72 руб. * 1,755) 912,32
    где 519,72 руб. — средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем периоде; 1,755 — коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты;
  • расходы (млн. руб.) (912,32 руб. * 12 (месяцев) * 569,5 тыс. чел.) 6234,8

Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.

Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.

Бесперебойное регулирование и обработку миллионов платежей и счетов Фонда социального страхования по , путевкам, льготным билетам на проезд обеспечивает ЕИИС — Единая интегрированная информационная система «Соцстрах».

Фонд социального страхования Российской Федерации — одно из ведомств государственного аппарата, деятельность которого определяет функционирование в России системы социального страхования. Ежедневно Фонд регулирует вопросы социального контроля среди:

  • 58 млн трудоустроенных граждан;
  • 16 млн граждан, получающих льготы;
  • 8 млн временно нетрудоспособных граждан.

Общая база данных Фонда насчитывает около 150 Тб информации. Собрать централизованно такое количество данных и обеспечить регулярное их обновление практически невозможно. Руководством Фонда было принято решение обеспечить удаленный доступ к базам данных всех региональных органов. Это стало возможным благодаря единой интегрированной информационной системе «Соцстрах».

Основная задача ЕИИС — анализ и оперативное предоставление информации из базы любого регионального отделения Фонда. На сегодняшний день в общей сети находятся 650 исполнительных органов Фонда, соединенных между собой высокоскоростными каналами связи VPN.

Система удобна в использовании: информация вносится в систему сотрудниками Фонда прямо на рабочем месте. Пропала необходимость в регулярных отчетах, так как ЕИИС способна по запросу выдать свод информации за любой период времени по любому критерию поиска. Сложный запрос на получение сводных данных из 5 миллионов платежей и счетов система выполняет примерно за минуту.

При работе система учитывает все поступающие о каждом отдельном человеке данные и отражает детали платежей и льгот в реальном времени, что делает финансовую деятельность Фонда прозрачной и обеспечивает рациональное использование средств социального страхования. Единая система образует общее информационное пространство, открытое для проверки выполнения государственных программ и потоков материально-технических ресурсов.

Какие взносы платит в ФСС ИП?

Выплаты по страхованию претерпели много изменений в названиях, формах, передавались под надзор различным органам и фондам. До 2010 года существовал единый социальный налог, сдавался он в налоговые органы. Затем он был заменен на страховой взнос, его уплачивали в Пенсионный Фонд и Фонды обязательного медицинского и социального страхования.

С 1 января 2017 года актуальным считается понятие «страховые взносы», определенное в главе 34 Налогового кодекса РФ. Оплачиваются они на счета по реквизитам налоговых органов.

Ежегодно работодатель выплачивает взнос в размере 30% от фонда оплаты труда, а конкретно:

  • В Фонд социального страхования — 2,9%;
  • В Фонд федерального обязательного медицинского страхования — 5,1%;
  • В Пенсионный фонд России — 22%.

Дополнительно, в зависимости от деятельности организации, в ФСС выплачиваются взносы на страхование от заболеваний и несчастных случаев на производстве. Ставку по тарифам назначает сам фонд, очень важно ежегодно ее подтверждать. Статья 58 закона № 212-ФЗ «О страховых взносах» определяет случаи, когда базовый тариф можно заменить пониженным.

Ставка страховых взносов для индивидуальных предпринимателей определяется так:

1. При доходе до 300 000 рублей в год:

  • 12(МРОТ) * 12 * 26% = ставка пенсионного страхования;
  • 12(МРОТ) *12 * 5,1%

2. При доходе более 300 000 рублей в год:

  • 12(МРОТ) * 12 * 26% + 1% от дохода, полученного сверх установленного лимита = ставка пенсионного страхования
  • 12(МРОТ) * 12 * 5,1% = ставка медицинского страхования.

Максимальный страховой взнос в Пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей составляет 8(МРОТ) * 12 * 26%.

Формы отчетов в соцстрах, сроки сдачи

Даже после передачи налоговым органам надзорных функций по контролю уплаты страховых взносов, отчетность все еще предоставляется в другие фонды.

В Фонд социального страхования сдается отчет по форме 4-ФСС. Это квартальный отчет, направляемый в бумажном или электронном виде. Если штат организации меньше 25 наемных работников, то способ сдачи выбирается самостоятельно; в противном случае отчет сдается исключительно в электронном виде.

Бумажный вариант отчета принимается до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом; в электронном виде данные предоставляются до 25 числа месяца, следующего после отчетного периода. Годовой отчет сдается не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

На официальном сайте ФСС всегда есть актуальная информация по срокам сдачи отчетности, приложены формы и описаны способы сдачи отчетности.

Порядок возмещения больничного листа, начисления декретных

Согласно действующего законодательства, страховые взносы в ФСС по нетрудоспособности и декретным отпускам будут курировать налоговые органы, в то время как возмещением этих расходов занимается Фонд социального страхования. Важно понимать, учитывая больничные, переработку и премии.

Расходы на оплату больничных выплачиваются работодателем и фиксируются в ежемесячном отчете в налоговую. Для возмещения расходов работодатель , согласно Приказа Министерства Труда РФ от 28.10.2016 № 585н, подает в ФСС следующие документы:

  • Заявление о возмещении с обязательным указанием наименования организации, ее адрес, регистрационный номер, размер выплат страхового обеспечения;
  • Документы-обоснования возмещаемых расходов;
  • Справка-расчет, составленная в свободной форме с указанием информации в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н.

Форма справки не установлена, но в некоторых отделениях соцстраха принята своя рекомендуемая форма. Эта справка заменит форму 4 ФСС, требуемую ранее при перерасчете страховых взносов.

В справке-расчете важно указывать актуальные и реальные данные, ведь согласно ч.1 ст. 4.2 федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» ФСС могут запросить подтверждение указанной информации у налоговых органов.

ФСС проверяет предоставленные документы и достоверность данных, указанных в них. После вступления в силу положительного решения, деньги поступят на расчетный счет организации. Но в некоторых случаях решения принимают отрицательные. Так, например, если образование сотрудника не будет соответствовать занимаемой должности, или если присутствует необоснованно завышенный размер заработной платы, ФСС в возмещении может отказать.

Проверка ФСС — какие документы готовить?

Контролирующие органы могут посетить любую организацию с выездной проверкой на основании ст. 35 закона № 212-ФЗ «О страховых взносах». Проверки проводятся на основании утверждённого плана-графика, однако случаются и внеплановые проверки.

Причиной внепланового визита могут стать:

  • Жалобы на организацию, поступающие в фонд;
  • Изменение статуса организации (ликвидация, реорганизация);
  • Организация обратилась в ФСС за возмещением средств.

План-график предстоящих проверок ФСС и ПФР составляют совместно. Каждый фонд готовит список организаций, в которых необходимо провести проверку. И если на плановые проверки направляются представители обоих фондов одновременно, то внеплановое посещение может инициироваться и проводиться кем-то одним.

Решение о предстоящей плановой проверке работодатель получает под роспись, с предъявлением перечня необходимой к проверке документации. Важно удостовериться, что на проверку прибыли представители фондов, указанные в Решении. Иные должностные лица проводить проверку не имеют права.

Проверяющие имеют право запросить документацию о деятельности компании только за 3 прошедших года. В основном запрашивается документация, имеющая отношение к страховым взносам:

  • Трудовые договоры, приказы о назначении должностей;
  • Табели, штатное расписание, приказы об отпусках, отгулах, премировании;
  • Заявления на отпуск, отгул, декретный отпуск;
  • Больничные листы;
  • Счета и другие банковские документы.

Проверяющие не в праве просить предъявление документов, кроме учредительных и названных выше. Инспектор может работать с оригиналами документов только на территории организации. При необходимости изъятия документов для подробной проверки, проверяющим предоставляется копия, заверенная штампом и подписью директора организации.

Проверка не может длиться более 2 месяцев , но возможна приостановка по делу для получения дополнительных сведений. Тогда максимальный срок работ не должен превышать 6 месяцев.

Как получить путевку через соцстрах?

Работающие по трудовому договору граждане, перенёсшие серьезные болезни или операции, имеют право на получение бесплатной путевки на реабилитацию в санатории. Решение о направлении в работника на санаторное лечение принимает комиссия медицинского учреждения, в котором проходило лечение.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Возможность перехода на электронные листки нетрудоспособности регламентирована .

В настоящий момент на электронные больничные перешли далеко не все российские организации , так как руководство многих из них боится испытать трудности с их обработкой. На самом деле переход на ЭЛН не так сложен.

Для участия в информационном взаимодействии с органами ФСС работодатели могут применять собственное доработанное программное обеспечение («1С», «ПАРУС», «СКБ «Контур» и др.) или подключить личный кабинет страхователя, размещенный в интернете по адресу: https://cabinets.fss.ru/insurer/ , как это сделать можно уточнить у техподдержки.

Внимание! Система электронных листов нетрудоспособности существенно ограничит возможность злоупотребления их оформлением. Сотрудники, желающие отдохнуть от работы, не смогут купить больничный лист или подделать его.

Распределение обязанностей

Во многих организациях больничные листы сдаются сотруднику отдела кадров , который оформляет в них данные, касающиеся трудового стажа заболевшего работника, а затем относит их в бухгалтерию. Специалисты советуют при переходе на ЭЛН, возложить оформление больничного на бухгалтера, то есть получить на него электронную подпись и обеспечить доступ к ЕИИС «Соцстрах» РФ (единая специальная система электронного взаимодействия).

Новые обязанности бухгалтера подтверждаются изданием в компании приказа и заключением с этим сотрудником дополнительного соглашения к трудовому договору.

Получение ЭЦП

После того, как бухгалтер согласится с возложением на него обязанностей оформления электронных листов нетрудоспособности, задачей руководства организации станет получение усиленной электронной подписи на него, которая совместима с ЕИИС «Соцстрах».

Стоит отметить, что электронная цифровая подпись не является бесплатной услугой , руководству компании, решившей подключиться к программе ЕИИС «Соцстрах», нужно будет заплатить за ее изготовление и обозначить срок ее действия.

Справка! Для покупки ЭЦП необходимо обратиться в компанию, занимающуюся изготовлением сертификатов. Цена сертификата электронной подписи составляет примерно 1000 рублей на год, точная стоимость зависит от каждого конкретного случая.

Регистрация в ЕСИА

Регистрация в ЕИИС «Соцстрах»

После того, как в организации будет получена подтвержденная учетная запись на портале госуслуг, станет возможным пройти регистрацию в ЕИИС «Соцстрах», предварительно подав письменное соглашение об информационном сотрудничестве органам ФСС.

  1. Личный кабинет можно создать, перейдя по адресу: cabinets.fss.ru .
  2. После того как будет осуществлен переход на данный портал, чтобы войти в личный кабинет, бухгалтеру необходимо ввести свой логин и пароль от сайта госуслуг, далее потребуется подтвердить его с помощью ЭЦП.
  3. В личном кабинете можно увидеть весь список электронных больничных сотрудников организации.

Оповещение сотрудников и их право выбора

После того как организация подключится к ЕИИС «Соцстрах», руководство обязано известить об этом всех работников. Сотрудники фирмы должны знать, что теперь у них есть возможность оформлять листы нетрудоспособности в электронном виде , дав врачу на это письменное согласие. Рассказать работникам о введении и новых возможностях можно, издав приказ и ознакомив их всех с ним под подпись.

Алгоритм работы с ЭЛН


Многих руководителей организаций интересует, как происходит работа с ЭЛН. Оформление электронного больничного листа проходит в несколько этапов:

  1. Врач в больнице заходит в систему ЕИИС «Соцстрах», формирует в ней больничный листок, вносит все необходимые сведения из электронной медицинской карты. Больничному при этом присваивается уникальный порядковый номер.
  2. Далее он выгружается медицинским учреждением в систему, заверенный электронными подписями.
  3. Сотрудник при этом не видит сформированного листка нетрудоспособности, но знает его номер, который говорит бухгалтеру организации для начисления пособия.
  4. Далее по номеру бухгалтер находит этот больничный в ЕИИС «Соцстрах», использует сведения из него для расчета пособия, заполняет данные: наименование фирмы, сведения о среднем заработке заболевшего работника, его стаже и т.п., заверяет его своей электронной цифровой подписью.

Переход на больничные в электронном виде является несложной процедурой , которая занимает немного времени и облегчает работу сотрудникам бухгалтерии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Подобная система выступает частью государственной политики. Она является гарантией реализации трудовых, конституционных, семейных и гражданских прав для материально уязвимой части населения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое

Система социального страхования РФ – это совокупность норм, гарантий и учреждений, действие которых направленно на обеспечение обязательной защиты малоимущего и нетрудоспособного населения.

Эта система является частью социальной политики государства. Но она сохраняет свою финансовую независимость и не выступает элементом бюджетной сферы страны.

Система социального страхования – это ряд законодательных актов, которые регулируют перераспределение денежных активов между разными слоями трудоспособного населения. В ее структуру входит обязательное и добровольное страхование.

ССС – это ряд внебюджетных организаций, которые проводят реализацию государственной политики в соц. сфере.

Схема: финансовая система социального страхования

Финансирование фондов осуществляется по установленным законодательствам тарифам. Во многом они зависят от коэффициента вероятности наступления страхового риска.

Сформированные денежные средства расходуются исключительно на цели, которые стоят перед годовым бюджетом той или иной организации.

Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки фондовых средств, бюджет организаций пополняется за счет трансфертов из бюджета страны ( ФЗ №165).

В системе добровольного страхования таких гарантий просто не существует. Например, добровольное страхование трудящихся в области охраны труда производится исключительно за денежные средства работников. Оно может выступать дополнением к государственному страхованию трудящихся в этой сфере.

Схема: источники пополнения бюджета

Система обязательного социального страхования

Система социального страхования в РФ включает в себя:

  • обязательное;
  • добровольное страхование.

Обязательное государственное страхование в стране проводится 3 внебюджетными фондами. Основными формами страховой деятельности в этой сфере являются:

  • страхование при временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • страхование от профзаболеваний и несчастных производственных случаев;

Схема: система обязательного социального страхования.

Финансовая система обязательного социального страхования является частью «финансового дерева» государства. Социальная защита осуществляется за счет средств, которые накапливаются в бюджетах всех уровней и за счет финансов целевых фондов.

Бюджетная материальная поддержка существует только для граждан, которые не могут защитить свои имущественные права самостоятельно.

Обязательное страхование применяется относительно трудоспособных лиц, которые могут что-то потерять при наступлении страхового случая: заработную плату, рабочее место, здоровье или жизнь. Социальную бюджетную помощь и страхование называют социальным обеспечением.

Это и есть правовые отношения граждан с компетентными органами относительно выплаты пенсий, пособий и компенсаций.

Система – это совокупность гарантий для работающих лиц. Они могут применяться относительно основных трудовых и конституционных прав человека.

Также это разновидность государственного страхования. Например, страна выступает гарантом при устранении рисков для отдельных категорий работников (мед. персонала, военнослужащих).
Обязательное страхование – это всегда часть социальной политики государства.

Система выступает, в свою очередь, частью политической организации системы государственного управления. Добровольное страхование финансово не поддерживается страной. Оно основано на частных, договорных принципах.

История развития системы в России

Социальное страхование впервые было введено в России в 1912 году. Оно включало только больничное и страхование от несчастных случаев на производстве. Второе касалось только работников промышленных предприятий. Оно проводилось на коллективной основе. Своеобразным аналогом фондов выступали страховые кассы.

При СССР социальным страхованием ведало правительство. В 1933 году его осуществляли профсоюзы и ФСС. Этот год и можно считать моментом основания первой фондовой организации в этой сфере.

ФСС был единственной внебюджетной организацией в то время. До распада союза в 1990 году все социальные выплаты проводились через ФСС.

В эпоху перестройки система социального страхования значительно трансформировалась и приобрела всем знакомые западноевропейские формы.

Первыми в новой истории Российского государства были созданы:

  • ПФ (середина декабря 1990 года);
  • ФСС (декабрь 1990 года).

На тот момент система здравоохранения пребывала в плачевном состоянии, а уровень безработицы был непомерно высок. Это и стало основной причиной принятия в 1991 году ряда законов относительно занятости населения и медицинского страхования граждан. Но их реализация стартовала только с 1992 года.

В результате возникли:

  • фонд занятости населения;
  • ФОМС (с федеральными и территориальными структурными подразделениями).

Вначале 2000-х ГФЗ был ликвидирован. Причиной тому стала его неэффективность в решении поставленных правительством задач. Эпоха тотальной безработицы прошла и вместе с ней отпала необходимость в содержании ГФЗ.