Как, по мнению древних географов, выглядел мир во времена рождения иисуса христа. Какой была палестина во времена христоса Древняя карта израиля времен иисуса христа

Как, по мнению древних географов, выглядел мир во времена рождения иисуса христа. Какой была палестина во времена христоса Древняя карта израиля времен иисуса христа

Более 2000 лет назад, когда родился Иисус из Назарета, второй Святой Храм ещё стоял в Иерусалиме. Великой пирамиде в Гизе было уже 2500 лет, а Александрийская библиотека ещё не была разрушена. Но Колизей в Риме ещё не был построен.

Немного жутко представлять политическую географию того времени, и контексте событий, которые пришлись на «сюжетную линию» жизни Иисуса Христа.

Вместе с тем, та часть континента, в которой жил Иисус в географическом плане была описана заметно лучше, чем периферия. Тем более на картах того времени Средиземное море было центром мира.

Лучший географический научный путеводитель о мире, где родился Иисус, составлен человеком по имени Страбон . Он родился в городе Амасья (север современной Турции).

Одним из великих произведений его жизни были 17 книг «Географии», в котором он подробно (насколько возможно для того времени) описал контуры городов и культур мира, и, собственно, географию.

Страбо́н (ок. 64/63 до н. э. — ок. 23/24 н.э.) — древнегреческий историк и географ. Автор «Истории» (не сохранилась) и сохранившейся почти полностью «Географии» в 17 книгах, которая служит лучшим источником для изучения географии древнего мира.

Амасья располагалась на краю Римской империи. Когда Страбон родился, город лишь пару лет, как стал частью провинций империи. Но Страбон был частью элитной семьи, и был воспитан в греческой академической традиции. Страбон в представлении художника времён эпохи Великих географических открытий. Изображение: Wikimedia Страбон постигал риторику, грамматику, философию — наиболее часто изучаемые дисциплины того времени, читал Аристотеля и изучал математику.

Вероятно, он бы и остался жить на окраине империи, если бы не был нетерпеливым путешественником. Он провёл несколько лет в Египте, отправился на юг — в Эфиопию. Самая западная точка его путешествий — Италия, самая восточная — Армения. То есть он был одним из самых активных путешественников своего времени.

По версии Страбона и его современников мир выглядел так: земной шар был разделен на пять секций, с двумя холодными полюсами на обоих концах, двумя умеренными поясами и одним жарким в самом центре.

Обитаемый мир, словно огромный остров, был прикован к северной четверти земного шара и был окружён океаном. По крайней мере, так предполагалось, ведь никто в те времена не мог обойти известный мир.

К югу от Средиземного моря был континент (Африка, которую иногда называли Ливия), на востоке — Азия, к северу — Европа.

Географы того времени знали, что Индия была на Дальнем Востоке, Эфиопия — далеко на юге, Иберия (современные Испания и Португалия) — на западе, и Скифия — на севере.

Великобритания уже была достаточно известна. Ещё средиземноморские учёные имели представление, что есть Скандинавия, но не представляли её размеров. Карта мира по версии Страбона (Изображение: Paolo Porsia/flickr) Помимо таких континентов, как Северная и Южная Америка, крупнейшим недостающим элементом их знаний был Китай. Вместе с тем, во втором году нашей эры перепись династии Хань показала, что на подвластных ей территориях проживало около 57,5 млн. человек.

В Римской империи, которая насчитывала около 45 миллионов жителей, в те времена, казалось, даже не имели представления, что Китай существовал.

Собирая информацию о дальних странах, в своих собственных путешествиях Страбон в основном полагался на рассказы и схемы моряков, которые путешествовали, держа в поле зрения побережья. А его информация об Индии была добыта из трудов историков, описывавших военную кампанию Александра Великого, достигшего Индию за 300 лет до того.
Древняя Галилея. Изображение: Wikimedia И вот в этом мире земля между Средиземным морем и рекой Иордан (современные Израиль и Палестина) с географической точки зрения была не очень интересной. Эта область не была особенно богата и доступна. Но согласно греческому и римскому взглядам на мир, этот район был стратегически важным для обеспечения прохода по суше в Египет.

Труды Страбона включают в себя небольшое описание истории еврейского народа. Он объясняет, как «египтянин по имени Моисей» возглавил группу последователей, полагавших, что Бог «одна вещь, которая охватывает всех нас». И Моисей повёл их к месту, где в настоящее время стоит Иерусалим.

Страбон продолжает: «Эти территории он легко получил во владение, так как здесь земли не были способны возбудить зависть или стать поводом для конкуренции. Ибо эта каменистая земля хоть и хорошо снабжается водой, но была окружена бесплодной и безводной территорией».

Незадолго до рождения Иисуса эта область управлялась царём Иродом Великим, которого Рим назначил в качестве правителя всего еврейского народа.

После его смерти царство было разделено между его тремя сыновьями, но в итоге их правление было, мягко говоря, неудачным.

С тех пор, как пишет Страбон, порядок в Иудее «выродился». Был краткий период (пришедшийся на жизнь Иисуса) относительного мира.

Но спокойствие не будет длиться долго. В 70 году нашей эры, было восстание против римского управления, а Второй Храм был разрушен.

По сути, Иисус из Назарета жил в неустойчивом месте, далёком от центра той Вселенной. Месте, где люди могли быть особенно заинтересованы в новом религиозном видении того, как ориентироваться в смятенном мире.

    Гора Арарат Традиционно считается местом, где остановился Ноев ковчег (Быт. 8:4). Точное местоположение неизвестно.

    Ур Первое местопребывание Авраама близ устья Евфрата, где он чуть не стал жертвой во время человеческого жертвоприношения, видел ангела Иеговы и получил Урим и Туммим (Быт. 11:28–12:1; ; ). (Обратите внимание на другое возможное местонахождение Ура в северной Месопотамии.)

    Вавилон, Вавель (Сеннаар) Впервые эта земля была заселена Хушем, сыном Хама, и Нимродом. Территория происхождения Иаредийцев во времена Вавилонской башни на равнинах Сеннаара. Позже – столица области Вавилонии и резиденция вавилонских царей, включая Навуходоносора, который привёл много Иудеев пленными в этот город после разрушения Иерусалима (587 г. до Р. Х.). Иудеи пробыли в плену в Вавилоне 70 лет до времени царя Кира, который разрешил Иудеям вернуться в Иерусалим, чтобы восстановить храм. Пророк Даниил тоже жил здесь при Навуходоносоре, Валтасаре и Дарии Ⅰ (Быт. 10:10; 11:1–9; 4 Цар. 24–25; Иер. 27:1–29:10; Иез. 1:1; Дан. 1–12; ; ).

    Шушан (Сузы) Столица Персидской империи при царствовании Дария Ⅰ (Дарий Великий), Ксеркса и Артаксеркса. Место, где жила царица Есфирь, чья храбрость и вера спасли иудеев. Даниил и позже Неемия служили здесь (Неем. 1:1; 2:1; Есф. 1:1; Дан. 8:2).

    Поле Деире Здесь Седрах, Мисах и Авденаго были брошены в печь огненную, когда они отказались поклоняться истукану, сделанному Навуходоносором; Сын Бога спас их и они вышли из огня, не получив вреда (Дан. 3).

    Ассирия Асур (Ашшур) был первой ассирийской столицей, за которой последовала Ниневия. Ассирийские правители Салманасар Ⅴ и Саргон Ⅱ завоевали Северное Царство Израиля и увели в плен десять колен в 721 г. до Р. Х. (4 Цар. 14–15; 17–19). Ассирия была угрозой для Иудеев до 612 г. до Р. Х., когда Ассирия была завоёвана Вавилоном.

    Ниневия Столица Ассирии. Ассирия напала на землю Иудейскую во время правления Езекии и служения пророка Исаии. Иерусалим, столица Иудеи, был спасён чудесным образом, когда ангел поразил 185 000 ассирийских воинов (4 Цар. 19:32–37). Господь сказал пророку Ионе призвать этот город к покаянию (Иона 1:2; 3:1–4).

    Харран Авраам остановился здесь на время перед тем, как идти в Ханаан. Отец и брат Авраама остались здесь. Ревекка (жена Исаака), а также Рахиль, Лия, Валла и Зелфа (жены Иакова) были из этих мест (Быт. 11:31–32; 24:10; 29:4–6; ).

    Кархемис Фараон Нехао был разбит здесь Навуходоносором, что привело к окончанию власти Египта в Ханаане (2 Пар. 35:20–36:6).

    Сидон Этот город был найден Сидоном, внуком Хама, и являлся самым северным городом Ханаана (Быт. 10:15–20). Это был родной город Иезавели, которая ввела поклонение Ваалу среди Израиля (3 Цар. 16:30–33).

    Тир Это был важный торговый и портовый город в Сирии. Хирам Тирский посылал кедр, золото и рабочих, чтобы помочь Соломону в строительстве храма (3 Цар. 5:1–10, 18; 9:11).

    Дамаск Авраам спас Лота недалеко отсюда. Это был основной город Сирии. Во время правления царя Давида Израильтяне завоевали город. Илия помазал Азаила быть царём над Дамаском (Быт. 14:14–15; 2 Цар. 8:5–6; 3 Цар. 19:15).

    Ханаан Эта земля была дана Аврааму, Исааку, Иакову и их потомству в вечное владение (Быт. 17:8; 28).

    Гора Синай (Хорив) Господь говорил с Моисеем из горящего куста (Исх. 3:1–2). Моисею был дан Закон и Десять заповедей (Исх. 19–20). Господь говорил к Илии о тихом голосе (3 Цар. 19:8–12).

    Ецион-Гавер Царь Соломон построил корабль в Ецион-Гавере (3 Цар. 9:26). Возможно, именно в этом порту причалила царица Савская, чтобы увидеть Соломона, услыхав о славе его (3 Цар. 10:1–13).

    Египет Авраам пришёл сюда из-за великого голода в Уре (). Господь сказал Аврааму, чтобы тот учил египтян всему, что Господь открыл Аврааму (). Здесь Иосиф стал правителем в доме Потифара после того, как братья Иосифа продали его в рабство (Быт. 37:28). Иосифа бросили в темницу. Он истолковал сон фараона и получил высокий пост в Египте. Иосиф встретился со своими братьями. Сюда перебрались Иаков и его семья (Быт. 39–46). Дети Израилевы находились в Гошеме во время их пребывания в Египте (Быт. 47:6).

    Израильтяне умножились и «усилились чрезвычайно»; тогда они попали в рабство к египтянам (Исх. 1:7–14). После череды казней, насланных на народ, фараон позволил Израилю покинуть Египет (Исх. 12:31–41). Иеремия был приведён в Египет (Иер. 43:4–7).

    Кафтор (Крит) Древняя земля Минойцев.

Авраам совершил трудное и опасное путешествие из города Ура в Вавилонии через земли Плодородного Полумесяца к Харрану, а затем в землю Ханаанскую. Позднее он вынужден был спасаться в Египте от разаразившегося голода ( ) . Со своим семейством, овцами и козами Авраам вел кочевую жизнь на холмах и равнинах Ханаана, своей новой родины () . Его внук, Иаков, кончил свои дни в Египте вместе с любимым сыном Иосифом () .

Потомки Авраама, евреи, остававшиеся в Египте примерно 400 лет, постепенно были порабощены египтянами. В конце концов, после ряда страшных бедствий, Моисей вывел их из Египта, проведя через Красное море и пустыню. Мы не можем точно сказать, каким именно путем они шли — карта показывает маршрут, о котором говорит предание. (Они не могли идти по прямой прибрежной дороге, так как её стерегли египтяне). На горе Синай Моисей получил . Позднее в Ханаан были отправлены разведчики, чтобы «высмотреть» Обетованную Землю.

В пустыне евреи провели сорок лет. После смерти Моисея они перешли через реку Иордан и, выйдя из Моава, вступили в Землю Обетованную. ( , )

После вступления израильтян в Ханаан каждое колено (племя) получило для своего расселения особую территорию; в основном эти земли лежали к западу от реки Иордан. Племени Левия земли не дали, но назначили им для поживания определенные города. Были названы и шесть «городов-убежищ».

После смерти Иисуса Навина борьбу израильтян против филистимлян и других врагов возглавили «судьи», такие как Аод, Гедеон и Самсон.

Города-убежища
Моисей получил повеление учредить шесть городов-убежищ () , разбросанных по стране. Три из них — Бецер, Рамоф Галаадский и Голан - находились к востоку от реки Иордан, а еще три — Кедес, Сихем и Кириаф-Арба (Хеврон) — к западу от нее.

Человек, совершивший неумышленное убийство, мог бежать в один из этих городов и обрести там безопасность до того момента, как суд рассмотрит его дело. Если беглеца признавали невиновным, он мог остаться в городе.

Филистимляне представляли постоянную угрозу для израильтян, которые в конце концов пожелали, чтобы ими правил царь, как у других окружавших их народов. Последний судья Израиля Самуил помазал на царство Саула. Саул оказался прекрасным воином; он отразил натиск аммонитян на востоке и филистимлян на западе. Однако он невзлюбил своего молодого военачальника Давида, и счастье отвернулось от него. В сражении на горе Гелвуй войско Саула было разбито филистимлянами, а сам он погиб.

При царе Давиде и его сыне Соломоне царство процветало. Давид раздвинул границы Израиля, одолев филистимлян, Моав, Эдом, Аммон и северные государства. Он оставил в наследство Соломону мир и безопасность. Держава Давида простиралась от Евфрата на севере до Ецион-Гавера на берегу Акабского залива. Население Эдома, Моава, Аммона и Арама, ставших его вассалами, вынуждено было платить дань израильтянам. Но наибольшие последствия из всех достижений Давида имело завоевание Иерусалима и превращение его в столицу государства и национальное святилище. ( )

Соломон царствовал около сорока лет (ок. 970 - 930 гг. до н. э.). Эра процветания, начавшаяся при Давиде, продолжилась и в его правление, когда Израиль достиг вершин своего благополучия. Соломону удалось осуществить грандиозные строительные проекты; он был превосходным администратором и дипломатом, а о его мудрости ходили легенды. Соломон разделил свое царство на двенадцать административных округов, что сделало управление страной более эффективным. Соломон ввел монополию внешней торговли, активно разрабатыал природные ресурсы своей державы и создал израильский флот. ( )

Храм Соломона
Наиболее значительным достижением Соломона было строительство Иерусалимского храма, от которого к настоящему времени ничего не осталось.

Царица Савская
Мудрость Соломона прославляется в истории о визите царицы Савской () , которая явилась, чтобы испытать его познания. Саву часто отождествляют с современным Йеменом, страной в юго-западной части Аравийского полуострова. Поскольку основание Соломоном нового торгового поселения в Ецион-Гавере могло подорвать торговлю, которую вела Сава, визит царицы мог иметь другую цель - построить добрые отношения с мощно развивающимся государством.

Разделенное Царство

После смерти Соломона десять северных племен восстали и создали отдельное Израильское царство, которым стал править Иеровоам. Столицей Израильского царства первоначально стал Сихем, а главными центрами религиозного культа - Дан и Вефиль. Преемники Давида продолжали царствовать в южном Иудейском царстве со столицей в Иерусалиме. Разделения царств преодолеть не удалось. В Израиле на протяжении более 200 лет несколько раз сменялись правящие династии, пока в 722 г. до н. э. Самария не была разрушена ассирийцами и Северное царство не прекратило своего существования. Иудея оказалась более прочным государством: династия потомков Давида оставалась у власти более 350 лет, плоть до разрушение Иерусалима в 586 г. до н. э. () .

Иеровоам и Озия

Израиль и Иудея вновь стали богатыми и могущественными государствами в правление Иеровоама II и Озии (Амасии) в VIII веке до н. э., когда им опять удалось захватить контроль над торговыми путями, проходившими через этот регион. Иеровоам II царствовал в Израиле с 789 по 748 гг. и контролировал значительную часть территории Сирии (Арама). При нем северное Израильское царство достигло зенита могущества. Пророки, однако, видели только несправедливость и безнравственность народных вождей. Амос, первый великий пророк VIII века до н. э. обличал лицемерие израильтян. Царь Озия (Амасия) правил в Иудее с 785 по 734 г. до н. э. Он отодвинул границу с филистимлянами и вновь подчинил Эдом, некогда покоренный Давидом. Пор Ециор-Гавер был заново отстроен, что дало выход в Красное море. Озия даже создал коалицию против Ассирии. ( ; ) .

Спустя примерно столетие после правления Давида и Соломона на историческую сцену и на страницы Библии восходит новый великий пророк: Илия. Он появляется из страны за Иорданом, а именно из Галаада, чтобы, исполнив свою миссию на Святой Земле, опять уйти туда, откуда пришел. Однако и перед этим, странствуя во время своего священного служения по всем окрестным областям, Илия будет неоднократно возвращаться на восточный берег Иордана. Полагают, что именно с вершины Тель Map Элиас пророк Илия был живым восхищен Господом на небеса () . Слова Библии об огненных конях и огненной колеснице, на которой вознёсся Илия, позднее были почти без изменений включены в священную песнь о плавно взмывающей в небо прекрасной колеснице пророка. Знаменитая галаадская возвышенность именовалась холмом Илии ещё несколько столетий после явления в здешних землях Иисуса Христа и Его Крещения в Иордане рядом с местом вознесения ветхозаветного праведника. Здесь по слову Божию святой пророк Илия скрывался во время гонений, устроенных на него впавшим в язычество израильским царём Ахавом и царицей Иезавелью. Воды потока утоляли жажду праведника, а пищей Илию чудесным образом обеспечивал Сам Господь: «вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо повечеру» () . Жизнь, молитва и деяния Илии часто вспоминаются в Новом Завете, как пример жизни, молитвы и деяний настоящего праведника, который был обычным человеком, однако совершал чудеса силою своей глубочайшей веры в Бога и этой же верой был спасён сам и спасал других ( ; ) .

Родом из Иордании был и святой пророк Елисей, ученик и последователь Илии. Исполняя волю Бога, Илия пришёл в Авел-Мехолу, расположенный на севере Иордании родной город Елисея, чтобы призвать того на святое служение () . Библия говорит, что Илия пришёл к Елисею, когда тот пахал поле на двенадцати парах волов, идя за плугом при двенадцатой паре. Здесь же, на поле, по зову Илии Елисей оставил крестьянский труд ради не менее тяжёлого труда святого подвижника. Именно на фоне непритязательного, провинциального пейзажа окрестностей Авел-Мехолы и состоялся символический акт призвания Елисея на священное служение и передача ему от Господа через Илию всех высоких прав и обязанностей, то есть, в первую очередь, всех чудесных свойств и качеств Боговдохновенного пророка.

Пророки Израиля и Иудеи осуждали социальные пороки, дурную внешнююю политику и поклонение языческим богам.

Иезекииль - один из «великих пророков». Родился в Иудее около и был священником.

Иеремия - второй из четырёх великих пророков Ветхого Завета.

Исаия - один из великих библейских пророков, выходец из знатной еврейской священнической семьи.

Иона стоит особняком среди ветхозаветных пророков, потому что ему выпало пророчествовать не в землях Иудейской и Израильской, а в Ниневии - столице Ассирийского царства, среди язычников.

Иоиль - первый библейский пророк, по преданию оставивший после себя запись своих проповедей.

Осия , как и Амос боролся против идолопоклонства, пустившего свои корни в среде евреев, обращал их сердца к Господу.

Пророк Михей стоит у истоков необычного для своего времени стремления «упростить» иудаизм до его этической сущности.

Ассирийская держава достигла вершины своего могущества в период между 880 и 612 гг. до н. э. В 722 г. до н. э. ассирийцы разрушили Северное царство, Израиль и переселили его население в отдаленные области своей империи. Иудея, Южное царство, попала в зависимость от Ассирии.

Стремясь обезопасить пограничные с Египтом земли, в июле 586 года до н. э., после очередного восстания Иудеи, вавилонский царь Навуходоносор II захватил и уничтожил Иерусалим. При этом был разрушен храм Яхве (Первый Храм). Вавилоняне вывели из страны огромное количество пленных, составившее примерно десятую часть от общего населения страны. Среди пленников был и царь Иудеи Седекия (Цидкийаху), пытавшийся бежать. Иудейская государственность была уничтожена, и для евреев начался великий плен, который продолжался почти 70 лет. В составе Ново-Вавилонского царства еврейские переселенцы образовывали родовые группы, не забывавшие о своей родине и поддерживавшие с ней связи. Так завершило свое существование Иудейское царство.

После смерти Навуходоносора начался упадок Вавилонского царства. В 539 году до н. э. пало царство Вавилонское. На его развалинах новый царь Кир воздвиг могучую Мидо-Персидскую монархию. За неполные двадцать лет он создал огромное государство, границы которого простирались от Индии до Средиземного моря. Покоренные халдеями народы встречали его, как избавителя. Кир не истреблял завоеванные народы, не разрушал их города, не позволял своим солдатам грабить и бесчинствовать. Жизнь покоренных стран текла нормально, купцы и ремесленники продолжали спокойно заниматься своим делом. Персидский царь оказался деятелем нового типа еще в одном отношении: он дал покоренным народам большую политическую автономию и разрешил им поклоняться своим богам. Его религиозная и политическая терпимость выразилась также и в том, что он разрешил выселенным племенам вернуться в родные места и вернул им захваченные в свое время халдеями статуи богов и разную утварь из их храмов.

В период между 513 и 333 гг. до н. э. персы и греки боролись за гегемонию в Передней Азии. В конце концов, Александр Македонский стремительно прошел со своим войском по Персии, сокрушая все на своем пути. Александр Македонский за время своего правления сумел расширить границы Македонского царства, включив в его состав не только греческие полисы, но и всю Персидскую империю, Древний Египет и частично Индию, и тем самым создав империю. После его смерти в 323 г. огромная македонская держава распалась. Палестина оказалась под властью сначала царей Египта из династии Птолемеев, а с 200 г. до н. э. - царей Сирии из династии Селевкидов.

Павел отправился в своё первое миссионерское путешествие приблизительно в 47 г.; его спутниками были Варнава и юный Иоанн Марк. Когда они прибыли в Пергию, Иоанн Марк оставил их и вернулся в Иерусалим. Павел и Варнава возвратились в Антиохию в 49 г.

Примерно 50 г. Павел отправился из Антиохии в свое второе миссионерское путешествие. С самого начала его сопровождал Сила, в Листре к ним присоединилсь Тимофей, а позднее в Троаде — Лука. Проведя в Коринфе полтора года, Павел вернулся в Антиохию в 53 г.

Около 53 г. Павел в одиночку отправился в свое третье, самое длительное путешествие. Два года он провел в Эфесе. В Троаде к нему присоединились представители нескольких церковных общин; вместе с ним они отправились морским путем в Иерусалим, везя дары для нуждающихся христиан.

В первом приближении Библия, и прежде всего Ветхий Завет, выглядит огромным сборником рассказов с запоминающимися сюжетами. Столетиями она воспринималась на веру, пока в XIX веке археологические открытия и расшифровка письменностей различных народов Древнего Востока постепенно не придали этим событиям материальность и осязаемость. Более того, в современном Израиле неожиданно естественным образом возродилась география Ветхого Завета. Вернулись на карту древние названия гор и долин, многие современные города и селения приняли имена библейских предшественников. А раз так — что мешает пройти по этим местам с Библией и фотоаппаратом в руках?

Ветхий Завет — это книга об определенной стране, в ней звучат ее географические названия и упоминаются совершенно конкретные деревья, цветы, животные. Однако в отличие от евангельских, ветхозаветные места (за редчайшими исключениями, которые можно пересчитать по пальцам) долгое время не почитались. Древние евреи не отмечали места важных эпизодов своей истории какими-либо постройками — достаточно было знать, что произошло, понимать внутренний смысл событий и извлекать из них соответствующие уроки. После разрушения Храма , и особенно утраты евреями Земли обетованной, иудаизм сделал упор на сохранение духа Торы в сердце и исполнение Закона в повседневной жизни. Знание библейской географии в сложившейся ситуации полностью утратило смысл.

Впервые научный интерес к стране Библии зародился в середине XIX века как следствие великих археологических открытий и наличия библейской критики. Но настоящая революция в отношении к ветхозаветной географии произошла с зарождением сионистского движения и, позже, образованием Государства Израиль . Наконец появились те, кому знание библейских мест было жизненно необходимо: современные израильтяне не только говорят на языке Библии, но и в целом ощущают себя ее народом. На протяжении ХХ века были определены места многих ветхозаветных событий, раскопаны древние города. Одни из них стали национальными парками или заповедниками, другие превратились в музеи под открытым небом, в места проведения школьных и студенческих занятий также под открытым небом, третьи — в излюбленные места отдыха горожан.

Несмотря на возросшую популярность библейской географии, немало вопросов в ней остаются по-прежнему открытыми. Этим «проблемным» местам мы решили уделить особое внимание, отправляясь в путешествие по стопам главных героев Ветхого Завета: первых патриархов, Моисея, Иисуса Навина и царя Давида.

«Бытие». Дорогами патриархов

Первые патриархи — это Авраам, Исаак и Иаков, главные действующие лица книги «Бытие». Они же — первые путешественники по Святой земле, которая тогда называлась страной Ханаан. Если соединить все основные пункты их маршрута, то на карте получится прямая линия, пересекающая с севера на юг весь Израиль, — это и есть «дорога патриархов». Она проходит по гребню горной системы, разделяющей бассейны Средиземного и Мертвого морей . Это — главная ось Земли обетованной.

Сегодня примерно по той же линии идет шоссе № 60. Мы выехали по нему на юг от Иерусалима . Через несколько километров наше внимание привлек указатель на Дорогу патриархов. Это оказалась короткая грунтовая трасса, соединяющая соседние еврейские поселения: Неве Даниэль (Оазис Даниила) и Элазар. Почему был избран именно этот отрезок, когда такого указателя заслуживало бы все шоссе № 60, — неизвестно. Здесь нет никаких археологических памятников или реконструкций. Скорее всего, причина в том, что на небольшой дороге, лишенной признаков современности, путнику легче, чем на автостраде, прочувствовать определенную атмосферу и сделать библейский пейзаж частью своего эмоционального опыта. Ведь за минувшие тысячелетия ландшафт почти не изменился — те же уходящие вдаль округлые горы, словно нарисованные рукой ребенка, низкая темно-зеленая растительность на крутых склонах ущелий, стоящие вдоль обрыва большие камни, напоминающие седых стражей.

Мы же направлялись в город, где, напротив, следы бытия патриархов более очевидны. В Хевроне, через который идет шоссе № 60, произошли все основные события в жизни Авраама. Здесь он окончательно «оформил» договор со Всевышним, скрепив его обрядом обрезания, здесь его посетили три ангела, возвестившие столетнему старцу о рождении сына, здесь же впоследствии родился Исаак. Мы можем сказать еще точнее: все эти события произошли в дубраве Мамре, где сегодня находится русский православный монастырь.

Современный Хеврон, большая часть которого принадлежит Палестинской автономии, напоминает разросшуюся арабскую деревню с беспорядочно разбросанными частными домами. В район дубравы Мамре машине с израильским номером лучше не въезжать, поэтому мы сразу направляемся в исторический центр города, находящийся под контролем Израиля. Он выглядит нежилым: старый еврейский квартал, разоренный арабами во время погрома 1929 года, до сих пор лежит в руинах, просторная площадь Гросса окружена брошенными домами, всюду армейские блок-посты. Над площадью же возвышается главная святыня Хеврона — огромное здание, накрывающее пещеру Махпела.

В Библии говорится, что для захоронения своей жены, Сарры, Авраам купил пещеру вместе с участком земли у местного вождя, некоего Эфрона, за самую крупную сумму, фигурирующую в библейских сделках, — 400 шекелей серебра. Возможно, пещера уже тогда была культовым местом, и именно это объясняет ее баснословную стоимость.

Над пещерой рано начали возводить культовые постройки. В I веке до н. э. царь Ирод заменил их гигантским зданием. В IV веке оно, в свою очередь, стало постаментом для большой византийской церкви. Позднее на ее месте крестоносцы построили новую, а мамлюки превратили церковь в мечеть. Одним словом, обычная для Святой земли история. Сегодня здание разделено между иудеями и мусульманами, но каждая сторона во время своих праздников получает его целиком.

Я рассказывал фотографу Александру Сорину то, что мне было известно о пещере, когда перед нами неожиданно появились два мальчика. В руках они держали масленые пончики, суфганиет, которые жарят в праздник Хануки — на этот праздник в город по-прежнему съезжаются израильтяне.

— Знаете, как еще называет Хеврон Тора? — наперебой заговорили они. — Кирьят Арба, Город Четверых. Всем известно, что в этой пещере похоронены Авраам, Исаак и Иаков с женами, Саррой, Ревеккой и Леей. Это сказано в Торе. Но есть и четвертая пара — Адам и Ева. Они тоже похоронены здесь! А знаете, что это значит? — Они снова не дали нам ни секунды подумать. — Что здесь расположены ворота в Ган-Эден, Райский сад. Ведь по Талмуду они похоронены в самой ближней точке к Раю!

Они остановились на секунду, чтобы оценить произведенный на нас эффект, после чего продолжили в еще большем темпе.

— Сначала христиане, потом мусульмане тысячу, нет, две тысячи лет подряд не пускали евреев в пещеру. Когда после Шестидневной войны наши солдаты вернулись в Хеврон, то воспользовались возможностью и впервые вошли внутрь здания Ирода. Оттуда в пещеру вел узкий лаз, куда взрослый пролезть не мог. Тогда Моше Даян нашел маленькую девочку. — Было видно, что наши герои ей немного завидовали или, возможно, считали, что такое поручение обязательно должен был исполнить мальчик.

— Ее обвязали веревкой и спустили вниз. Она шла с фонариком и говорила, что видела. Сначала она нашла ступени, которые вели вверх, потом набрела на закрытую дверь. Там была надпись «Ворота в Ган-Эден». — Хотя на предмет наличия надписи у ребят возникли разногласия, ведь то, что здесь находятся ворота в Райский сад, и так ясно.

Историю о проникновении девочки в пещеру я слышал неоднократно от разных людей. К сожалению, повторить эксперимент в данный момент не представляется возможным: вход в пещеру сейчас охраняют израильские солдаты.

Кстати, сами мусульмане считают, что могила Адама находится в другом месте — в Каабе в Мекке . У христиан тоже своя версия: для них он покоится под Голгофой . Причем интересно, что в обеих религиях говорится только о могиле Адама (про Еву как бы забывают) — и лишь у евреев они похоронены вместе. Это вполне в духе Ветхого Завета. С одной стороны, патриархат, власть мужчины. С другой стороны, без жены он — неполноценное существо.

Но вернемся к Аврааму. Вся его жизнь — это «получение» страны от Бога. Поэтому он не мог долго оставаться на одном месте. Из Хеврона Авраам отправился на юг, во владения некоего Авимелеха. Там его пастухи в поисках воды вырыли колодец. В ответ местные заявили, что раз земля принадлежит их хозяину, то и колодец его. Дело не обошлось бы без драки, не вмешайся старцы: они договорились между собой, что Авраам выкупит колодец за семь овец. Отсюда и название: беер — колодец, шева— семь, целиком — Беер-Шева, в русском переводе Библии — Вирсавия. Здесь Авраам провел долгие годы, отсюда он отправился в самый скорбный путь в своей жизни — трехдневное путешествие в Страну Мориа для жертвоприношения Исаака...

Мы пересекли южное предгорье Иудейских гор и оказались в пустыне Негев, где расположена Беер-Шева. Сегодня она — центр изучения и освоения пустыни. Это современный город с университетом, большой больницей, многоэтажными жилыми домами, солидными торговыми центрами и обширными промзонами. Однако найти в нем колодец Авраама оказалось нетрудно — его знает каждый.

Вид библейского места нас удивил: обычный колодец в центре небольшого пыльного дворика. Здесь нет ощущения бесспорности святого места, каковое у христиан создают церкви, а у мусульман мечети. За исключением, пожалуй, Храмовой горы в Иерусалиме и пещеры Махпела в Хевроне, иудеи в принципе не склонны к почитанию библейских мест. Как не стесняются они признать отсутствие точной географической идентификации: для них важнее теоретические рассуждения и аргументы, чем уверенность, что ты стоишь на «том самом» месте.

Беер-Шева в Ветхом Завете — это южная граница Земли обетованной. Дальше, далеко за пустыней, находились плодородные египетские земли, куда, спасаясь от голода, Иаков (его второе имя Израиль) увел свою семью. Какое-то время жизнь на чужбине для его потомков была легкой и сытой, и семейство разрасталось. Затем власти изменили свое отношение к ним, обратив израильтян в рабство. И тогда Бог призвал Моисея...

«Исход». Альтернативный Синай

Где находится гора Синай, на которой Моисей получил от Бога Скрижали Завета? «Что за вопрос, — скажете вы. — Эту гору знают все, она находится на юге Синайского полуострова, и уже более полутора тысячелетий к ней тянутся вереницы паломников. У ее подножия расположен один из древнейших монастырей — Святой Екатерины».

Все так, только аргумент, лежащий в основе идентификации горы и еще вчера казавшийся непререкаемым, сегодня отчасти утратил былую убедительность. Дело в том, что местоположение знакомого нам Синая указал Евсевий Кесарийский, живший в Палестине в начале IV века н. э., когда непосредственная связь с древней еврейской традицией была уже утрачена. Христианские паломники минувших эпох были некритичны, они не нуждались в археологических подтверждениях, как наши ученые современники.

«Простите, какая археология может быть у разового события более чем трехтысячелетней давности? Тем более что речь идет о кочевом народе, не строившем домов!» — снова удивитесь вы. А вот здесь позвольте не согласиться: в пустыне есть свои признаки присутствия человека в прошлом. Ими занимается особая отрасль науки — археология пустыни. Она основана на тонких наблюдениях, позволяющих отличить случайное положение камня от того, которое мог придать ему только человек. Так, например, вертикально поставленный булыжник может быть немым свидетелем договора или отметкой на границе владений. Камни, образующие круг, скорее всего, прижимали к земле полог шатра. Обилие сходных кругов в одной местности указывает на стоянку. Сегодня ученые, владеющие этим «языком пустыни», выдвигают не менее 23 «кандидатов» на роль священной библейской горы. Самую интересную гипотезу предложил итальянец Эмануэле Анати. Он убежден, что Синай — это гора Карком в израильской пустыне Негев .

Несмотря на то что она раза в два ближе к Иерусалиму, чем гора на Синайском полуострове, добраться до нее во сто крат труднее. Сначала мы доехали до городка Мицпе-Рамон, расположенного на краю удивительного кратера, похожего на гигантскую запятую. Он образовался не в результате извержения вулкана или падения метеорита, а в ходе долгого эрозионного процесса. В Израиле такие провалы называют особым словом — махтеш. Всего их три: Малый (круглый), Большой (сильно вытянутый эллипс) и Рамон — и все они расположены в пустыне Негев.

Наш перевалочный пункт — не просто смотровая площадка, откуда открывается впечатляющая панорама Рамона. Здесь мы «меняем лошадей», поскольку добраться до горы Карком можно только на мощном джипе. Лучше отправляться в путь затемно, чтобы выехать на бездорожье с первыми лучами солнца. Открывающаяся картинка способна затмить фантастические панорамы самых смелых голливудских фильмов. Словно чья-то могучая рука нервно скомкала бесконечный лист коричневатой почтовой бумаги и с размаху швырнула на поверхность земли. Ни единого природного ориентира до самого горизонта — как водитель найдет нужный маршрут? А ведь это не лучшее место для того, чтобы заблудиться: мы находимся в непосредственной близости от египетской границы. Оказалось, однако, что туристская тропа по пустыне размечена хорошо различимыми знаками-указателями. После двух часов переваливания через бесчисленные складки песка она наконец привела нас к горе Карком.

Первая неожиданность — гору эту, несмотря на всю ее величественность, сложно назвать горой. Мешает отсутствие привычного образа с остроконечной вершиной. В отличие от «синайского Синая» гора Карком — это возвышенное плоскогорье размером примерно 12 км2.

Вокруг нее были обнаружены многочисленные следы временного жилья древних обитателей пустыни. Это первый аргумент в пользу версии Анати: «Исход» называет огромную цифру переселенцев (600 тысяч, причем считается, что речь идет только о взрослых мужчинах, следовательно, всего их было около 2 миллионов человек), соответственно лагерь израильтян был большим. Кстати, под Синаем подобных признаков стоянки не обнаружено. А самая интересная из археологических находок в районе Каркома — это примитивный жертвенник, сложенный из необработанных камней, образующих два параллельных ряда. Сам по себе он тоже ничего не доказывает — жертвоприношения практиковались в разных культах во все времена, — но все же вызывает ассоциации с библейским текстом. «Если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло свое, то осквернишь их» (Исход, 20:22), — наказал Бог Моисею.

Подъем на гору Карком совсем несложный — наверх ведет удобная пологая тропа. Первое, что бросается в глаза на плато, — это цвет поверхности земли. Желто-серый известняк перемежается здесь множеством темно-коричневых, порой почти черных, вкраплений. Это кремень.

На горе его не просто огромное количество. По качеству местный кремень считался лучшим на всем Ближнем Востоке. С глубочайшей древности люди приходили сюда запасаться этим «стратегическим» сырьем. Место, которое сегодня малодоступно, когда-то пользовалось широчайшей известностью и популярностью, о чем свидетельствуют стоянки у его подножия. Именно такой должна была быть Божья гора, которую независимо друг от друга безошибочно находят разные библейские персонажи. Моисей пас овец Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божьей, Хориву (Исход, 3:1). «И господь сказал Аарону: пойди навстречу Моисею в пустыню. И он пошел, и встретил Моисея на горе Божьей, и поцеловал его» (4:27). «И пришел Иофор, тесть Моисея, с сыновьями его и женою его к Моисею в пустыню, где он расположился станом у горы Божьей» (18:5).

На верхнем плато нет ни единого признака жилья, но есть иные следы присутствия человека. В русле сухого ручья, петляющего по всему плоскогорью, часто встречаются выцарапанные на камнях рисунки. Сюжеты самые разные: вооруженные или молящиеся люди, олени, верблюды, лисы, волки, скорпионы… Археологи насчитали более 42 тысяч изображений! Анализируя их характер, Эмануэле Анати сделал вывод, что гора была местом отправления культа. Скорее всего, «обитавшие» здесь боги менялись, но от одной культуры к другой переходили представления о религиозной значимости самой горы. Последние ее почитатели, древние кочевники пустыни, вероятно, «поселили» здесь своего бога луны, Сина, популярного среди древних народов Передней Азии, от имени которого Анати производит само слово «Синай». Неудивительно, если бы именно сюда привел Моисей народ Израиля.

С южной стороны плато завершает отвесный обрыв. Направляясь к нему, мы оказались в еще одном странном месте. На секунду показалось, что нас кто-то опередил: в маленькой ложбинке в гробовом молчании сидела компания необычного вида чернокожих людей. При ближайшем рассмотрении это оказались «антропоиды» — крупные куски кремня человекообразной формы. Профессор Анати считал, что эта часть плато и есть сакральный центр Каркома.

Еще несколько минут ходьбы — и мы на краю обрыва. Бескрайнее пространство, открывшееся перед нами, напоминало широченную высохшую реку. Это долина Паран (Фаран). «А затем двинулся народ из Хацерофа и остановился в пустыне Фаран» (Числа, 12:16). «И пошли, и пришли они к Моисею и Аарону и всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли» (Числа, 13:27). Значит, Кадес должен находиться где-то неподалеку, выше по «течению» безводной реки. Место под таким названием действительно имеется недалеко от горы Карком, на территории современного Египта. В Кадесе, или Кадеш Барнеа, народ Израиля, поверивший разведчикам в том, что страной овладеть невозможно, провел в кущах (шалашах) 40 лет, пока полностью не обновился.

Завершилась долгая эпопея Исхода на восточном берегу Иордана. За рекой начиналась Земля обетованная. Моисею было позволено лишь увидеть ее с горы Небо. После его смерти в страну народ должен был вести самый близкий его помощник и большой ревнитель веры Иисус Навин. Библейская книга, носящая его имя, рассказывает об этом завоевании.

«Книга Иисуса Навина»: чудеса и реальность

Переправа через реку Иордан сопровождалась великим чудом. «Лишь только несущие Ковчег [Ковчег со Скрижалями Завета — главная святыня иудеев, исчезнувшая вместе с разрушением Храма, который специально для ее хранения воздвиг Соломон . — Ред.] вошли в Иордан и ноги священников, несших Ковчег, погрузились в воду Иордана... вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною... а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла. И народ переходил против Иерихона » (Иисус Навин, 3:15-17). Иерихон, по археологическим данным, древнейший город в мире, и сейчас стоит на прежнем месте, служа отличным ориентиром для определения точки библейской переправы. Но у нас есть еще подсказка: христиане считают, что на этом же месте крестился Иисус.

Сегодня по Иордану проходит граница между Израилем и Иорданией , и зона вдоль берега считается закрытой. Лишь раз в году сюда пускают всех желающих — 18 января, в канун православного праздника Крещения . К этой дате мы и приурочили свое путешествие.

Путь к Иордану из Иерусалима проходит через Иудейскую пустыню. Сегодня благодаря хорошему шоссе, поездка по которому занимает считанные минуты, мы едва успеваем рассмотреть ее волшебную желто-коричневую красоту. Нужный нам поворот отмечает указатель Каср-эль-Яхуд (по-арабски «Дворец иудеев»). Непонятно, что соответствует этому названию — здесь нет никакого дворца. У дороги, по которой паломники спускаются к Иордану, стоит относительно молодой (конца XIX века) греческий монастырь Иоанна Крестителя, используемый только раз в году, на Крещение. Ближе к реке расположены огороженные молитвенные площадки францисканцев, коптов, сирийцев.

Праздник принес в это тихое место атмосферу шумного многолюдья. Сама река несколько разочаровала нас своим видом: узкая протока, поросшая высоким кустарником. Казалось бы, не стоило совершать великое чудо для преодоления столь скромной преграды. Но Библия уточняет: «Иордан же выступает из берегов своих во все дни жатвы пшеницы» (Иисус Навин, 3:16). А в воспоминаниях паломников византийской эпохи говорится о разливах реки до полутора километров! Разливы прекратились после того, как была построена электростанция при выходе Иордана из озера Кинерет.

Перейдя Иордан, Иисус Навин разбил лагерь в Гилгале — это место находилось где-то в выжженной солнцем долине, недалеко от реки. После захвата евреями Иерихона и Гая в Гилгал пришли посланцы из города Гаваона, чтобы заключить с ними союз и тем самым спасти себя от истребления. Правда, гаваониты чуть было не поплатились за это: пять хананейских царей осадили город перебежчиков. На помощь поспешил Иисус Навин со своим народом.

«И попал на них Иисус внезапно, [потому что] всю ночь шел он из Гилгала» (Иисус Навин, 10:9). Эта фраза не вызовет нареканий даже у неисправимых материалистов: по пустыне в самом деле лучше всего передвигаться ночью, когда слабеет нестерпимая жара. Расстояние до поля боя вполне проходимо за 12 часов: по шоссе это около 30 километров, напрямик, по бездорожью, стало быть, еще меньше. А победить заведомо более сильного противника, имеющего колесницы, можно было, только напав на него внезапно.

«Господь привел их в смятение при виде израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением» (Иисус Навин, 10:10). Для достижения подобного эффекта Иисус Навин должен был атаковать так, чтобы солнце слепило врагу глаза. А перед этим — дать своим бойцам отдохнуть после изнурительного ночного перехода. Значит, удар по окружившему Гаваон войску был нанесен где-то в середине дня, причем непременно с юга. Остается только расставить на местности «детали» библейской битвы. Местоположение Гаваона известно: сейчас здесь арабская деревня Ад-Джиб, а рядом — еврейское поселение Новый Гаваон. Они расположены в просторной долине, над которой с юго-запада нависает высокая гора — откуда и должен был вступить в бой народ Израиля.

В Средние века крестоносцы решили, что эта гора есть Рама, где был похоронен Самуил, великий пророк и последний из судей Израилевых. С тех пор она носит его имя, а на ее вершине стоит здание церкви, позже разделенной на мечеть и синагогу. Когда мы поднялись на плоскую крышу этого дома, откуда открывается отличный вид на поле боя, то застали любопытную сцену. Удобно устроившись, группа солдат Армии обороны Израиля вместе с командиром разбирала ход библейского сражения. Что ж, наглядная демонстрация неразрывной связи времен…

«И преследовали их по дороге к возвышенности Вефорона [Бет Хорона] и поражали их до Азека и Македа» (Иисус Навин, 10:10). Сегодня по этому маршруту может проехать любой. Надо спуститься с горы Самуила, миновать Ад-Джиб, Новый Гаваон и город Гиват-Зеев, выехать на шоссе № 443, которое практически совпадает с древней вефоронской дорогой. Трасса проходит мимо двух арабских деревень под названием Бейт-Хур-Факка и Бейт-Хур-Тахта, а также еврейского поселения Бейт-Хорон. У города Модиина надо повернуть налево и доехать до перекрестка Латрун, за которым начинается долина Айялон. В этом месте Священное Писание вдруг перестает быть дотошно реалистичным и прибегает к чуду. Врага надо добить, а день близится к концу, и тогда сказал [Иисус Навин] перед израильтянами: стой, Солнце, над Гаваоном, а Луна над долиной Айялонской (там же, 10:12)! И если какой-нибудь материалист скажет, что вечером в полнолуние всегда Солнце и Луна действительно видны на небе одновременно, свидетельствую: светила должны были не просто замереть, но и поменяться местами! Когда находишься в Латруне, Гаваон оказывается на востоке (там должна быть восходящая Луна, а в тексте останавливается Солнце), а Айялон — к западу. Вот оно, настоящее чудо продления дня!

Что же касается места под названием Азек, где завершилась баталия, то оно существует до сих пор, в соседней с Айялоном долине Эла. Что ж, Ветхий Завет диктует нам продолжение маршрута. Но едем мы туда не столько по следам укрывшихся в пещере Македа пяти хананейских царей, сколько для того, чтобы увидеть поле другой, еще более известной, битвы...

«I книга Царств»: самый известный поединок

Кроме Земли обетованной, Бог дал своему народу и разных врагов, с которыми ему предстояло вести за нее бесконечную борьбу. Когда первые противники, хананеи, ослабели и перестали представлять опасность, им на смену пришли другие, более сильные — филистимляне. Если прежде народ Израиля выглядел успешным завоевателем, то теперь превратился в более слабую, обороняющуюся сторону. Для выживания ему пришлось собрать в единый кулак силы двенадцати разрозненных колен — потомков сыновей третьего патриарха, Иакова. Так было создано государство и избран первый царь. Им стал Саул из колена Вениамина.

Но натиск филистимлян не ослабевал, и войны не прекращались. И вот после множества стычек местного значения наступил час «икс»: «Филистимляне собрали войска свои и собрались в Сокхофе, что в Иудее, и расположились станом между Сокхофом и Азеком в Эфес-Даммиме» (I книга Царств, глава 17-я). Тем самым Азеком (на иврите — Азейка), куда мы направляемся.

Дорога проходит через красивейшую часть современного Израиля — Иудейское предгорье. Мы пересекаем территорию, которую формально получило колено Дана, но под давлением филистимлян, от которых не спас своих соплеменников даже могучий Самсон, оно вынуждено было оставить эти места и перекочевать на север. Вот и перекресток Самсона — он расположен в том месте, к которому относятся слова: «И начал Дух Господень действовать в нем (Самсоне) между Цорою и Естаолом» (Судей, 15:25). Слева остается современная деревня с библейским названием Эштаол и высокий зеленый холм справа — Цора.

Спустя несколько минут мы уже в долине Эла, у высокого холма Азейки, где Саул и израильтяне собрались и расположились станом, приготовившись к битве против филистимлян. Чтобы добраться до вершины Азейки, нужно окунуться в современную израильскую реальность — холм находится на территории зоны отдыха. Въезжая туда, в первый момент оказываешься среди вкопанных в землю столов, скамей и мангалов. Подобные зеленые площадки для пикников густой сетью покрывают всю страну, делая ее домашней и уютной. Эта зона быстро заканчивается, уступая место вполне библейскому мелколесью. В конце пути вдоль тропы на вершину Азейки установлены каменные столбики со строками Священного Писания. Ни дать ни взять школьное пособие для внеклассных занятий! В самом деле, поднявшись, мы увидели группу школьников вместе с родителями. Учительница явно старалась заставить ребят рассказать эту библейскую историю самих. Похоже, они разыгрывали сценку: кто-то изображал Голиафа, тогда как Давид в ожидании своего часа вместо занавеса прятался за спинами старших.

Но вот мы на верхней площадке — если царь Саул желал следить за ходом битвы, то стоял здесь, около высоких фисташковых деревьев (эла), которые и дали название долине. Отсюда вся диспозиция видна как на ладони. Далеко-далеко на юго-западе сквозь дымку с трудом угадываются два высоких дома — это новый строящийся завод фирмы Intel в Кирьят-Гате. В библейские времена там находился Геф, один из пяти филистимских городов и исходная точка их военного похода. Прямо перед нами лежит просторная долина, занятая парниками и виноградниками, — само место сражения. Строй израильтян стоял у подножия нашего холма, готовый в случае атаки вражеских колесниц быстро отступить вверх по склону и сделаться недосягаемым. В противоположной стороне — там, где сегодня перекресток дорог и бензоколонка, — выстроились уверенные в победе филистимляне. «И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он — шести локтей и пяди [это больше трех метров! — Ред.]. Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони — пять тысяч сиклей меди...» (I книга Царств, 17:4).

Здесь напрашивается сопоставление с «Илиадой» Гомера: в Троянской войне все битвы начинались единоборствами с таким же подробным описанием внешнего вида и оружия (в Библии же это единственный случай). А если вспомнить, что по Писанию филистимляне пришли с Кафтора (Крита), то перед нами, возможно, в самом деле родственники ахейцев и данайцев.

«И выступал филистимлянин тот утром и вечером, и выставлял себя сорок дней» (I книга Царств, 17:16). Казалось, этому позору не будет конца! А все потому, что человек, способный победить Голиафа, не присутствовал на поле боя по причине его непризывного возраста. Но среди ежедневно разбегавшихся солдат были три его старших брата. В те времена армия была народной, а театр военных действий маленький — как следствие, воины получали продукты из дома. Вот и старец Иессей отправил своего младшего сына подвезти братьям положенный паек: эфу сушеных зерен, десять хлебов да десять сыров для тысяченачальника. И звали этого юношу Давид. Он-то и вызвался сразиться с Голиафом. Подобрал в ручье, который мы пересекли перед въездом в лесопарк, пять обкатанных камней, вложил один из них в свою пращу... Со знаменитой победы над Голиафом началась карьера человека, которому Господь уготовил царский венец и почет на все времена.

Словно преследуя филистимлян вслед за одержавшими победу иудеями, мы подъехали к холму Сокхофу (Сохо) и поднялись на его вершину. Здесь сохранилось намного больше признаков древнего города, чем на Азейке. На каждом шагу попадаются следы вырубки камня, отверстия водосборников и чаще всего остатки виноделен. Кстати, сегодня в долине Эла древнее виноделие возродилось в полной мере. «Праща Давида», «Холм Исайи», «Долина Эла» — вот далеко не полный список здешних ферм.

Через полтора десятилетия после победы над Голиафом Давид стал царем в Хевроне. Бывший пастух должен был заново строить всю государственную систему после банкротства политики Саула. Для начала ему была нужна новая столица. Это значит, что мы возвращаемся в Иерусалим.

«II книга Царств»: иерусалимские тайны

Сегодняшний Иерусалим — это мегаполис, население которого превышает 700 тысяч жителей, а площадь соответствует «миллионнику». Весь город можно условно поделить на три части: Новый, Старый и Древний. С первыми двумя все понятно: Старый город находится внутри стен, построенных в 1536—1543 годах османским султаном Сулейманом Великолепным, Новый — за их пределами. Сложнее дело обстоит с древним, библейским Иерусалимом, находящимся в основном на территории Нового города, но скрытым под землей. После первого разрушения в 586 году до н. э. он был полностью восстановлен. Но потом его дважды разрушали римляне: в 70 году н. э. в ходе Иудейской войны и, уже окончательно, в 135 году после подавления восстания Бар-Кохбы. Место, где стоял Иерусалим, перепахали и накрыли «могильной плитой» — построили римскую колонию Элию Капитолину.

Прежнее название, Иерусалим, городу вернули после утверждения христианства в Риме при императоре Константине Великом (306—337). С этого момента, строя на местах евангельских событий церкви, византийцы фактически создавали свой «библейский» город, тогда как остатки ветхозаветных зданий покоились под каменными мостовыми. Только в 1860-х годах возник интерес к самому древнему Иерусалиму. Тогда же английские археологи провели первые раскопки и обнаружили подземные туннели, арки, лестницы, массивные стены. Следующий этап интенсивных исследований пришелся на период строительства нового Еврейского квартала Старого города после Шестидневной войны июня 1967 года. Третий серьезный этап раскопок происходит на наших глазах.

Пока еще нельзя сказать, что Древний город полностью вскрыт, но сдвиги налицо. В районе Западной Стены (она же Стена Плача) существуют три археологических заповедника и идет подготовка четвертого. Самый известный из них — «Туннель Западной Стены». Он начинается на площади у Стены Плача и идет вдоль западной стены Храмовой горы под Мусульманским кварталом до Первой станции Виа-Долороза (Дороги скорби). Второй заповедник называется «Офель» («Верхний город»), располагается он у Храмовой горы. В обоих почти все относится к эпохе Ирода Великого (37— 4 годы до н. э.) — это остатки Иерусалима евангельских времен. Настоящие же ветхозаветные древности можно увидеть только в третьем, самом молодом из археологических парков, целиком расположенном вне городской стены — Городе Давида. Туда и лежит наш путь, а путеводителем нам послужат 8—12 стихи 5-й главы II книги Царств.

Мы стоим над ущельем Кедрон. На его крутом склоне отчетливо видны остатки стен, существовавших в разные эпохи. Самую нижнюю археологи считают относящейся к Иевусу — так называли со времен Иисуса Навина до царя Давида Иерусалим, последний оплот ханаанского народа иевусеев, который не смог взять Иисус Навин.

«И пошел царь (Давид) и люди его на Иерусалим против иевусеев, жителей той страны» (II книга Царств, 5:6). Они должны были идти по дну ущелья Кедрон, ибо только так можно было добраться до единственных тогда ворот города, расположенных у источника Гихона, снабжавшего город водой. При этом атакующие снизу имеют шанс на победу только в случае полной внезапности. Но остаться незамеченными иудеям не удалось — еще издали иевусеи встретили их криками. «Они говорили Давиду — ты не войдешь сюда, тебя отгонят хромые и слепые» (II книга Царств, 5:6).

Интересное дело. Обычно все нормальные народы хвалятся перед врагом своей силой и храбростью, а иевусеи как бы прячутся за спину тех, кто в принципе не способен воевать! Однако традиция усматривает в этих словах намек на то, что на самом деле Иевус защищало… заклятие. Иначе как объяснить тот факт, что в течение всей эпохи Судей (150—200 лет) евреи ни разу не пытались даже приблизиться к вражескому городу, расположенному в самом сердце их национальной вотчины, между наделами воинственных колен Иуды и Вениамина? И только Давиду, ведомому самим Всевышним, было суждено обойти заклятие.

На первом этапе штурма «Давид взял крепость Сион» (II книга Царств, 5:7) — он же город Давидов. Существенная деталь: Сион он уже занял, а собственно Иевус еще нет. Значит, речь идет о каком-то форпосте, обладающем относительной самостоятельностью. Это очень важное место — там на первых порах будет жить царь Давид и храниться Ковчег Завета, пока его не заберет в свой Храм царь Соломон, сын Давида. Тогда произойдет странная вещь: слово «Сион» «приклеится» к Ковчегу, переместится с ним на Храмовую гору, превратится в символ Храма и самого Иерусалима. Пророки будут Иерусалим называть «дочерью Сиона» (слово «город» в иврите имеет женский род). Наконец, в конце XIX века Сион станет синонимом понятий Земля обетованная, Страна Израиля. Тем интереснее определить место, которое первоначально называлось этим словом. Израильский историк и археолог Габриэль Баркаи убежден, что Сион находился на небольшой плоской площадке в самом низком месте холма, над знаменитым бассейном Силоам (где впоследствии исцелит слепого Иисус) — географически это идеальное место для первого бастиона крепости.

Не менее интересная интрига связана с поиском царского дворца. «И поселился Давид в крепости [Сион] и назвал ее городом Давидовым и обстроил вокруг от Милло и внутри» (II книга Царств, 5:9).

Из этой фразы следует, что дворец должен быть где-то недалеко от крепости и от Милло. С Милло все более-менее понятно. Это слово означает засыпанную ложбину. Единственный «кандидат» на нее — низинка, которая соединяла Кедрон с параллельным ему безымянным оврагом и служила северной границей города. За ней начинался склон следующей горы, о которой впоследствии выяснится, что она и есть Страна Мориа из книги Бытие. Когда там царь Соломон построит Храм, в Милло он возведет свой новый дворец. Это место находится в районе современного шоссе, в верхней части древнего холма. А значит, и Сион должен находиться где-то по соседству, что разрушает версию Баркаи. Действительно, раскопки вблизи Милло вскрыли нагромождение каменных стен различной толщины и несколько небольших вырубленных бассейнов. Основное внимание привлекает толстая стена, сложенная из крупных грубых камней, начинающаяся прямо от скалы.

— Можем ли мы сегодня сказать: то, что вы здесь раскопали, принадлежало дворцу Давида? — спросил я Нисима, одного из археологов. Он выглядел как настоящий библейский мудрец — в простой одежде, с огромной бородой и широкими плечами, невысокий и плотный, словно вросший в землю.

— Возможно. По крайней мере так говорит Эйлат Мазар, заведующая раскопками. Но многие возражают, пытаются «отодвинуть» эту стену лет на 200 позже. Знаешь, наверное, о бесконечных войнах, которые идут в израильской археологии? — улыбнулся Нисим.

— И все-таки какие-нибудь аргументы у вас есть? Из чего-то ведь исходила Мазар? — в подобных случаях остановить меня не так-то легко.

— Мы нашли несколько булл (оттисков печатей) с финикийскими именами, а также «протоэлийские» капители — это тоже следы работы финикийцев.

Почему это аргументы в пользу дворца Давида? Ответ — в той же Библии: «И прислал Хирам, царь Тирский, послов к Давиду, и кедровые деревья и плотников и каменщиков, и они построили дом Давиду» (II Книга царств, 5:11).

— Если это дворец Давида, то любой из этих бассейнов может оказаться тем самым, где купалась Вирсавия, когда с крыши ее впервые увидел и полюбил царь Давид? — предположил Саша. —

Трудно сказать. Они выглядят более поздними, возможно, даже византийскими, — сказал Нисим и пошел к окликнувшим его рабочим.

Кроме предполагаемого дворца царя Давида, в заповеднике есть еще одно впечатляющее место, позволяющее ощутить всю материальность Библии, — туннель царя Езекии (701 год до н. э.). Надеясь на поддержку Вавилона и Египта, он попытался сбросить ассирийское иго. В ответ на Иудею двинулась огромная карательная армия царя Синахериба. Нужно было всерьез позаботиться о системе обороны столицы. Самым слабым ее звеном был источник Гихон, расположенный за пределами стен. Тогда от родника к бассейну Силоам, находившемуся внутри города, был прорублен туннель. Его строительство — целая эпопея: две группы проходчиков двигались навстречу друг другу и, прописав под землей странную траекторию, встретились!

Сегодня прогулка по этому туннелю — гвоздь программы посещения Города Давида. По нему течет вода, ее средняя глубина, за исключением одного места, не выше колена. Там совершенно нет света, и нужно брать с собой фонари. Проход его, 533 метра, обычно занимает минут сорок — достаточно для того, чтобы почувствовать и приступ клаустрофобии, и восхищение трудолюбием древних иудеев, и достоверность библейского рассказа.

Наше путешествие по Стране Библии происходило в двух координатах. Если в пространстве мы проехали несколько сот километров, то во времени переместились без малого на целое тысячелетие. Мы начали свой путь по Земле обетованной вместе с первыми патриархами, а завершили с царем Давидом в его новой столице, Иерусалиме. Разрозненные, казалось бы, события Священного Писания оказались эпизодами многотомной эпопеи. Сначала освящение патриархами некоей страны, потом долгое возвращение в нее их потомков, завоевание, раздел, создание государства и, наконец, обретение его столицы. Главная внутренняя пружина долгого запутанного сюжета — диалог сначала человека, а потом и народа с Богом, Творцом всего сущего.

«Весь Израиль придет явиться перед лице Господа Бога твоего на место, которое изберет [Господь]...» (Второзаконие, 31:11). Эти слова Моисея звучат как внутреннее пророчество, сбывающееся в тексте: есть особый пункт, который укажет Всевышний. Обретение Иерусалима завершает собой весь цикл: вот оно, это предопределенное место! С этого момента начинается новый виток спирали, в которой действует та же движущая сила, диалог человека и народа с Богом, но уже на ином уровне. Этот цикл завершит появление Иисуса Христа , после чего начнется еще один цикл извечного диалога.

Библия не имеет последнего эпизода, его заменяют предсказания пророков. Они как бы «перепрыгивают» через всю последующую историю, включая и нашу эпоху, и дают картину будущего не только ее персонажей, но и нас с вами. Называйте ее как хотите — Страшный суд или День Господень — важно, что пророки рисуют ее в Иерусалиме, в том самом городе, куда мы вошли вслед за царем Давидом, где началось — и закончилось наше путешествие.

Фото Александра Сорина

Продолжаю выкладывать одну из многочисленных версий, что такое Святой Грааль, а так же как возникла королевская династия Меровингов. Предыдущие записи можно почитать по тегам:
Святой Грааль:
Меровинги:

Когда читаешь статьи о временах Иисуса, сами Евангелия, то складывается впечатление, что в то время в государстве царил порядок, общество жило довольно спокойной и стабильно. Через эти земли проходили караванные пути в Месопотамию и Грецию, следовательно была развита торговля. Но это обманчивое впечатление.


Leon Augustin Lhermitte. Христос в Эммаусе.

Уже в I веке ситуация в Палестине (название этой земли в данном случае условное) отличалась нестабильностью и хаосом. И отвлечёмся на то, почему я эту землю, согласно установленной традиции, буду называть Палестиной, ибо название «Палестина» было дано римлянами только во втором веке нашей эры после подавления восстания Бар-Кохбы.

В семитских ханаанейских языках (финикийский, древнееврейский) эта область именовалась «Кнаан» («Кенаан»), в современной русской традиции - «Ханаан». Ханаан был завоёван еврейскими племенами в середине II тысячелетия до нашей эры. В Книге Иисуса Навина упоминается название «Земля Сынов Израиля»

Некоторые греческие писатели, начиная с Геродота, согласно римским переписчикам, называли эту землю Сирия Палестинская, или Палестина. Другие же пользовались общим названием Сирия или же уточняющим Келесирия. Также применялось разделение на внутренние области - Иудею и прибрежный район, который рассматривался как часть Финикии.

В 1-й Книге Царств в повествовании о войнах царя Саула (примерно 1030 год до н. э.) впервые упоминается название «Земля Израиля». К этому времени на всей территории страны по обоим берегам реки Иордан сложилось единое Израильское царство, ставшее в течение следующего столетия крупной державой Древнего Востока под властью царей Саула, Давида и Соломона.

В 930 году до нашей эры держава Давида и Соломона распалась на два царства, северное царство стало называться Израиль, а южное - Иудея. После завоевания Израильского царства Ассирией (722 год до нашей эры) название «Иудея» постепенно распространилось и привилось, как наименование всей территории страны.

Изгнанные вавилонянами в 586 году до нашей эры, евреи вернулись и около 520 году до нашей эры восстановили Иерусалимский Храм, а затем и независимость страны под властью династии Хасмонеев (167-37 годы до н. э.). Название «Иудея» сохранялось и под властью династии Ирода (37 год до н. э. - 4 год н. э.), навязанной иудеям римскими завоевателями.

В 4 году н. э. римляне установили своё непосредственное владычество в стране, провозгласив её римской провинцией - Провинция Иудея. И мало кто сейчас знает, что значит слово «Палестина», а значит оно землю Филистимлян.

Будучи морским народом и поклоняясь морскому божеству Дагону, филистимляне не слишком интересовались колонизацией внутренних, далёких от моря земель Ханаана, куда с востока начали вторгаться кочевые семиты-израильтяне. Тем не менее, филистимляне неоднократно покоряли израильтян, живших по обоим берегам реки Иордан. Известный израильский богатырь Самсон погиб в плену в филистимском городе Газа. Именно для сопротивления филистимской экспансии израильские племена консолидировались под властью царя. Однако филистимляне не только нанесли израильтянам сокрушительное поражение, но и забрали в качестве трофея священный Ковчег Завета. Тем не менее, столкнувшись с многочисленными бедствиями, которые они связывали с ковчегом (согласно библейскому тексту), филистимляне вынужденно возвратили Ковчег Завета израильтянам.

Кстати, сам царь Давид начинал свою карьеру как филистимский вассал и не без помощи филистимлян воцарился сначала в Хевроне, а затем в Иерусалиме.

И считается, что римляне, называя в последствии эти земли Палестиной, хотели наказать евреев, а также, чтобы те забыли свои корни, историю.

Ничего не меняется в этом мире...

Возвращаемся к временам, когда жил Иисус. За 50 лет до рождения Иисуса Палестина стала римской провинцией. Но Рим, будучи занят собственной судьбой, мало обращал внимание на свои далёкие колонии. Заботу о них он поручил потомкам царей, что были уполномоченны от имени Рима следить за исполнением императорских указов. Нужно отметить, что эти цари, прозванный Иродами, были арабами. Первый из них, Антипатр, занимал трон с 63 года до нашей эры и правил вплоть до своей смерти в 37 году до нашей эры. Его сменил сын Ирод Великий, он процарствовал до 4 года нашей эры. В то время положение в Святой Земле было точно таким же, как во всякой другой оккупированной стране. Там был обычный военный режим. За соблюдением римских законов царям Иродам помогала следить армия. Но нужно отметить, что местные традиции и обычаи не преследовались и не запрещались.

Ситуация осложнилась в 6 году нашей эры в искусственно созданном государстве, куда вошли одна провинция и две тетрархии. (Тетра́рхия - правление четырёх - название любого правительства, в котором власть разделена между четырьмя людьми (тетрархами). Как правило, тетрархией называется система управления Римской империей, введённая императором Диоклетианом в 293 г. и продолжавшаяся до 313 г.)
Галилеей управлял Ирод Антипас, а Иудея (духовный и светский центр Палестины) управлялась из Кесарии римским прокуратором. Начало нового римского режима в Иудеи было отмечено где-то тремя тысячами случаев распятия, грабежами, осквернениями Храма. Обстановка была ещё та, люди предпочитали покончить жизнь самоубийством. Понтий Пилат, бывший прокуратором с 26 по 36 год, ещё более ухудшил положение. Он совсем не похож на того Понтия Пилата, что показан в Евангелиях. Это был жестокий и развращённый человек.

Евреи же не были единым народом. Существовало масса сект. Саддукеи, происходившие в основном из состоятельного духовенства. Это были консерваторы в области политики и религии, лояльные римскому режиму. Фарисеи. Это были непримиримые формалисты, находившиеся в пассивной оппозиции Риму. Ессеи - суровые аскеты-мистики, которые пользовались значительным влиянием у населения. Это три наиболее влиятельные секты, но были и другие, менее влиятельные. Все перечислять не буду, назову только одну - назореи, или назореяне. В греческой оригинальной версии Нового Завета есть упоминание об Иисусе Назореянине. Так вот, назореянин вовсе не житель города Назарета, это член соответствующей секты.

Ещё была секта зилотов, основанная раввином-фарисеем Иудой Галилеянином в 6 году, когда Рим взял под свой прямой контроль Иудею. И правильней будет назвать эту организацию не сектой, а националистической политической партией, куда входили и фарисеи и ессеи. Во времена Иисуса зилоты были очень активны и принимали участие во всех делах страны. Позже, благодаря этой активности, в 66 году разразился бунт, вся Иудея поднялась против римской власти. Бунт был жестоко подавлен, а последствия для населения ужасны. Только в одном городе Кесарии было уничтожено около 20 тысяч жителей. Иерусалим был разрушен вместе с Храмом.

И ничего удивительного нет, что народ ждал своего мессию, который освободил бы его от Рима. В то время с мессией скорей всего не связывали никакого понятия о божественности. Мессией в те времена называли в основном монархов, т.к.оно означало "помазанник Божий" и переводилось кстати на греческом и древнееврейском языках одинаково - Христос. Во времена римского владычества в Иудеи верховного священника, назначенного администрацией, также называли "священником-мессией" или "священником-христосом". Но для оппозиции, в т.ч.и для зилотов верховный священник был "лжемессией", а настоящий Мессия по их представлениям был совсем другим - потомком Давида, который придёт и освободит народ от римского ига. Его ждали с нетерпением, и массовая истерия, связанная с этим ожиданием достигла пика как раз при жизни Христа. Причём она подогревалась зилотами. И именно благодаря их пропаганде и был инициирован бунт 66-70 годов.

Нужно отметить, что люди ждали именно Мессию - человека, который был царём, божьим помазанником, который должен был их освободить. Этот Мессия не имел ничего общего с будущей христианской идеей "сына Божьего". Но как видим, со временем чисто функциональное обозначение "Иисус-Мессия" ("Иисус-Христос") превратилось в имя собственное Иисус Христос, но это уже другая история.

Продолжение следует...