Методики завоевания внимания аудитории. Оратор и его аудитория. Отвечая на подобные вопросы, удержитесь от реплики

Методики завоевания внимания аудитории. Оратор и его аудитория. Отвечая на подобные вопросы, удержитесь от реплики

С. Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: "Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих". Это высказывание можно считать справедливым по отношению ко многим выступающим. Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей невозможно.

Именно поэтому существует проблема "образа оратора". Много пишут и говорят о "личности оратора", о том, что от него требуется, каким он должен быть (эрудиция, культура и т.д.). Но мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей. Он может выступать в роли лидера или трибуна, в роли человека, как бы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий и т.д. Это вопрос стратегии.

И здесь, прежде всего, важно помнить о видах внимания аудитории. В том случае, когда внимание возникает независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольном внимании. Непроизвольное внимание возникает всякий раз, когда:

1) человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным для него;

2) в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям;

3) действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастный раздражитель.

Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает "само" и не требует нервных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключается на другой объект.

Сосредоточиваясь на каком-то предмете или процессе сознательно, усилием воли, слушатели организуют произвольное внимание. Произвольное внимание возникает при выполнении обязательной, но неинтересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет.

Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлением, это - проявление послепроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание не утомляет и может длиться весьма долго (пример - ораторы древности, которых слушали по 5-6 часов).

Очень важно обращение к слушателю. Многие испытывают затруднение, как именно обратиться к слушателям. Если раньше обращение было длинным и витиеватым, с преувеличенной почтительностью, со множественным перечислением присутствующих, то сейчас ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и сама речь, стало проще, без прикрас, более деловым.

Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции. Обращение, по возможности, должно учитывать состав слушателей: дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.

Довольно часто употребляемое обращение "уважаемые присутствующие" достаточно бесцветно. На его основе можно сделать вывод о том, что слушатели всего лишь "присутствующие". Обращение не обязательно в начале речи, его можно использовать в любой ее части. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.

Обращение всегда служит для поддержания контакта со слушателями, причем, чтобы его правильно употребить, нужны еще некоторый опыт и своего рода тонкое чутье.

Кроме того, очень важна настроенность на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни недооценки, ни переоценки ее. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей (специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и т.д.). Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо труднее.

К сожалению, не многие ораторы могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории.

Так, Гамильтон говорил: "Настройся на своих слушателей. Подумай о том, что больше привлекает их внимание, что они хотели бы услышать, что у них вызывает приятные воспоминания, и намекни на вещи, которые они знают "6.

Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его.

Каковы эти люди, которые меня слушают? Что они думают, что они чувствуют, что они знают, что хотели бы услышать и что я должен им сказать? То, что я хочу сказать, будет ново для слушателя или же я ломлюсь в открытую дверь?

Поучителен анекдот о добропорядочном гражданине, который однажды захотел почитать умную книгу. И попала ему в руки книга И. Канта "Критика чистого разума ". Через три минуты он захлопнул книгу и подумал, качая головой: "Дружище Кант, мне бы твои заботы!" Оратор тоже может оказаться в положении Канта.

Все, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю это неинтересно. Слушателю всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому.

Обычно вступление способно захватить и увлечь слушателей. Но как сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления, чтобы, как справедливо замечал О. Эрист, "избежать ситуации, когда четверть слушателей занята "перевариванием" содержания выступления, а три четверти борются со сном"?

Важнейшее условие поддержания внимания к выступлению - его содержательность, т.е. новая. Неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

Изложение должно быть доступным, необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный опыт.

Никогда не следует забывать следующее: многие люди слышат именно то, что хотят услышать. Прав был Квинтилиан, когда говорил: "То, что оскорбляет уши, не может проникнуть в душу человека".

Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом наступает заинтересованная тишина.

Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.

Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Жесты, идущие "от сердца", усиливают эффект речи, делают ее более выразительной. Помогают убедить слушателей.

Многие начинающие ораторы задаются следующими вопросами: "Что делать со своими руками?", "Как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения?" Но лучше вопрос сформулировать по-другому: "Как руки могут мне помочь?".

Нельзя руки держать в карманах, это говорит о плохих манерах. К тому же, держа руки в карманах, вы не сможете научиться пользоваться ими. Пользуйтесь руками, чтобы создать образы своих друзей.

По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40% информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться. Но попробуйте во время выступления держать руки "по швам", забыв о жесте, и Вы сразу же ощутите "деревянную" сухость голоса, скованность мыслей.

Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и естественные, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Шаблонных жестов не существует, есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.

1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жестикуляция ниже пояса часто имеет значение неуверенности, неудачи, растерянности.

2. Локти не должны находиться ближе чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета.

3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное - начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми.

Жесты - первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.

Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: "Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка".

Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать. В речи необходимы паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос. Нужно помнить, что человек активно может слушать в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт.

О. Эрнст советует применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий. Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам.

Чем сложнее выступление, тем больше усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Классическим приемом, с помощью которого можно снять эмоциональную напряженность, является юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха интеллекта.

Однако чувство юмора - природный дар. И если оно не развито, надо хотя бы это осознавать. Неловко становится, когда видишь человека на трибуне, который усиленно смешит сам себя. Более безопасны в этом смысле юмористические зарисовки - парадоксальные примеры, забавные истории из жизни великих людей, исторические анекдоты и т.п. Впрочем, их тоже нужно уметь рассказывать.

Например, характеризуя особенности формального общения, лектор привел историю из жизни Марка Твена, большого любителя подшутить. Как-то раз писатель опоздал на званый ужин. Извинился перед присутствующими и виноватым тоном продолжал: "Я просто вынужден был забежать к моей тетушке и задушить ее". Его выслушали с любезными улыбками и стали утешать: "Ну, ничего, не стоит так оправдываться".

Однако, прибегая к шутке, не следует забывать того, что в свое время Д.И. Писарев сказал: "Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью - тогда начинается умственное распутство"8.

Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. "Глаза не только "слушают" они и "отвечают", - замечает Р. Хофф. Если почувствуется непонимание или равнодушие в ответном взгляде, есть возможность спасти положение, пояснив сказанное или сказав нечто, что заденет слушателей за живое.

Если контакт установлен с какой-то частью зала, по закону эмоционального заражения он охватывает всех. А контакт без взгляда не устанавливается. "Ваши глаза должны помочь в претворении в жизнь главной цели: ваши мысли должны достичь слушателей, ваши глаза должны соединиться с глазами слушателей, как твердое рукопожатие друзей", - советует Ф. Снелл.

Наверное, у каждого человека в жизни возникают ситуации, когда ему необходимо выступить перед аудиторией. У многих людей публичные выступления составляют часть профессиональных обязанностей. Как удержать внимание аудитории на протяжении всей речи (доклада), особенно если они рассчитаны на длительное время?

1. Логически построенная речь. Для того чтобы сохранить максимальное внимание слушателей, речь оратора должна быть последовательной, обоснованной, непротиворечивой.

2. Вовлечение слушателей в процесс выступления. Помогут удержать внимание аудитории вопросы, адресуемые публике, заставляющие задуматься, самим поискать решения предложеннойзадачи. Такой прием делает слушателей как бы соучастниками выступления, а значит, внимательно следить за речью оратора.

3. Новизна. Если в материале выступающего не содержится никаких новых данных, интерес слушателей быстро падает, возникает ощущение скуки, разочарования или даже раздражения. Потому в выступлении необходимо предусмотреть раскрытие какой-то новой интересной информации или оригинальной трактовки всем известных фактов, предложить свежие идеи.

4. Доступность изложения мыслей. Излишняя насыщенность речи специфическими терминами и сложными фразами не добавит внимания к докладчику. Излагать материал лучше всего доступным и понятным широкому кругу слушателей языком.

5. Выразительность речи. Усилить внимание аудитории поможет использование различных наглядных пособий, образность и выразительность речи выступающего: изменение интонации голоса, меткие выражения, оригинальные сравнения. Украсят выступление и так называемые «лирические отступления» - когда оратор делится какой-то интересной историей из собственного опыта, приводит пример из увлекательной книги, популярного фильма или рассказывает забавный анекдот по теме.

6. Акцент на интересах аудитории. Удержать внимание публики легко, когда выступающий в своем докладе затрагивает чувства и насущные интересы присутствующих. Доверительность в общении с аудиторией, понимание проблем слушателей вызывают их живой отклик.

7. Непринужденная манера изложения. Согласитесь, что когда выступающий слишком напряжен, заикается от волнения, не может внятно выразить свои мысли или же монотонно бубнит себе под нос заученные фразы, рассчитывать на длительное внимание слушателей не приходится. Лучше всего, если выступление оратора будет естественным, как во время общения с хорошими знакомыми. Это возможно лишь тогда, когда выступающий искренне убежден в своих словах и вкладывает в свою речь неподдельные эмоции. На Востоке говорят: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка».

8. Темп речи. Речь оратора не должна быть слишком быстрой или чересчур медленной. Необходимо поддерживать умеренный темп речи, делая иногда небольшие паузы для осмысления сказанного.

9. Зрительный контакт. Очень важно во время всего выступления поддерживать зрительный контакт с аудиторией. В этом случае оратор сможет быстро сориентироваться и вернуть внимание слушателей с помощью одного из вышеперечисленных приемов.

10. Время выступления. В зависимости от темы доклада, необходимо подобрать оптимальное время для его изложения. Оратору нужно донести до аудитории все свои мысли и идеи, при этом не стоит слишком затягивать свое выступление. Люди, опытные в этой сфере деятельности, говорят, что закончить свою речь лучше на минуту раньше, чем на минуту позже.

Наладить связь между выступающим и аудиторией, установление контакта с публикой. Такова задача оратора. Только в этом случае все сказанное вами выслушают, запомнят и правильно воспримут. Если же должного эффекта добиться не удастся, то приемы, потраченные на репетицию речи, пропадут даром.

Для достижения контакта между оратором и слушателями существуют несколько составляющих.

  • Интеллектуальное сопереживание. Оратор и аудитория должны быть заинтересованы в поисках решения одних и тех же проблем, вести совместную деятельность. Добиться, чтобы аудитория не упускала нить рассуждений, логические мостики во время лекции.
  • Эмоциональное сопереживание. Оратор и его аудитория должны переживать похожие эмоции. Отношение выступающего к предмету, о котором он рассказывает, должно быть достаточно эмоциональным, чтобы этот настрой передался слушателям и спровоцировал ответную реакцию.

Делаем вывод, что для появления контакта между аудиторией и выступающим необходимо наличие двух составляющих – общей мыслительной и чувственной деятельности.

Как узнать, налажен ли контакт

Самые верные способы определить, налажено ли взаимодействие оратора и аудитории – наблюдать за ее реакцией на построение речи. Важно, обращать внимание на детали. Ведь даже абсолютная тишина во время произнесения речи не гарантирует нахождение на одной волне.

Дело в том, что оратора могут воспринимать, не дыша, опасаясь упустить хотя бы слово, либо организовать «вежливое молчание».

При последнем сценарии слушатели не нарушают порядок, но и не воспринимает оратора, не трудятся совместно над подготовленными им тезисами, приемы воспринимаются равнодушно. Тишина вызвана лишь желанием не мешать.

Поэтому ключевыми факторами для налаживания контакта считается заметная реакция на тезисы, когда внимание выражается действиями, заметными невооруженным взглядом – это заинтересованная поза, внимательный взгляд, едва заметные кивки, поддержания уместным смехом и рукоплесканиями.

О контакте между аудиторией и докладчиком судят и по тому, как держится оратор. Отсутствие ошибок в речи, частое обращение к собравшимся, вовлечение их в диалог, все это верные приметы того, что нужный подход найден, внимание удается удержать. Если же докладчик выступает неуверенно, не откликается на изменения настроения в зале, часто сбивается, значит, решить свою главную задачу ему не удалось.

Необходимо помнить, что зачастую докладчик налаживает контакт лишь с определенной частью аудитории. К тому же количество человек, вовлеченных в интеллектуальное и эмоциональное сопереживание, не постоянно и меняется в зависимости от всевозможных факторов.

Фактор, влияющий на установление контакта с аудиторией

Для поддержания контакта между докладчиком и слушателями во время речи, необходимо учитывать приемы для привлечения интереса.

Актуальность обсуждаемой темы, пожалуй, самый важный из них - установление взаимосвязи между докладчиком и слушателями. Также важно, чтобы освещение проблемы было небанальным, содержало нестандартные подходы к ее решению. Содержание речи во многом служит определяющим фактором для успешного установления взаимосвязи.

Большую роль во взаимопонимании играет харизма докладчика. Известность выступающего, его популярность, сложившееся о нем представление в обществе могут сыграть ключевую роль в установлении, так как заинтересовать аудиторию с первых слов едва ли не самое главное.

Особенности аудитории

Докладчику нужно понимать, насколько однородна аудитория, перед которой нужно произнести речи. Об этом судят по нескольким признакам:

  • Возраст.
  • Национальность.
  • Уровень образования.
  • Увлечения по профессии.
  • Настроение.

Естественно, чем сплоченнее оратор и его аудитория, тем легче будет удержать ее внимание. Еще один важный фактор – количественный состав. Малым числом слушателей легче управлять, но тогда докладчик должен досконально знать предмет, которому посвящена основная часть его речи. Диктовать с бумажки будет особенно неуместно и вызовет только отрицательную реакцию между слушателями.

Как привлечь аудиторию

Психологическая особенность слушателей заключается в том, что во время выступления они одновременно и зрители. Они уделяют внимание не только тому, о чем повествует оратор, но и как выглядит, как себя ведет, какие наглядные пособия для подтверждения своей точки зрения способен предоставить.

Приемы удержания внимания – внешний вид выступающего должен соответствовать окружающей обстановке, быть опрятным и приятным взгляду. В одежде не может быть ничего отвлекающего. Иначе обсуждению такой детали зрители могут уделить больше внимания, чем самому предмету обсуждения.

Важно следить, куда направлен взгляд оратора. Если выступающий опускает глаза в пол, часто смотрит в окно или обращается к аудитории кратко, с отсутствующим взглядом, успеха он не добьется. Необходимо установить зрительный контакт, когда оратор плавно переводит взгляд с одной части аудитории на другую во время речи. Это создаст впечатление отличного зрительного контакта со слушателями.

Аудитория и методы воздействия на нее

Чтобы гарантировать связь между оратором и слушателями, важно знать, что такое эффект аудитории. Этот эффект доказывает изменение поведения человека при выполнении работы из-за присутствия стороннего наблюдателя, в нашем случае зрителя. Яркий пример – спортсмены, которые демонстрируют лучшие результаты не в одиночестве на тренировке, а на крупных соревнованиях в присутствии большого количества зрителей.

Так и хороший оратор чувствует себя не до конца готовым до начала выступления, пока не выйдет перед публикой и не почувствует связь между собой и собравшимися. В этом случае, если подготовка проведена плодотворно, то эффект аудитории вам обеспечит успех. Главные приемы, направленные на удержания интереса, которыми необходимо пользоваться.

Важно также знать методы воздействия на аудиторию и активно пользоваться ими.

  • Считайтесь с мнением других. Для слушателей важно уважение их ценностей, их представления о жизни. Поймите, что дорого для аудитории, проявите интерес к этому, тогда люди вас выслушают и обратят внимание на основные тезисы и выводы.
  • Оратор и его аудитория должны соответствовать друг другу. Это хорошие способы привлечения внимания. Старайтесь даже внешне походить на своих слушателей. Если это студент оденьтесь стильно.
  • Прочувствуйте аудиторию. Задавайте вопросы, отвечайте на реплики из зала, конечно, корректные. Если вы проявите искренний интерес, то слушатели обязательно на это откликнутся.
  • Предлагайте решения и выводы только после того, как удалось расположить слушателей к себе. Ведите их за собой после того, как они вам поверили и стали вам доверять.
  • Не уставайте поддержать интерес слушателей. Помните, что человек способен концентрироваться не более получаса. Чтобы не потерять аудиторию, через равные промежутки времени используйте комплимент, обмен мнениями, экскурс в историю или личный опыт.

Старайтесь по-новому подавать информацию, это необходимо, чтобы поддержать интерес. На это влияют презентации, видеоролики, аудиосопровождение. Эффект аудитории сыграет в вашу пользу. Смотрите в глаза слушателям и не бойтесь ошибиться. Это безошибочные приемы. Если вы добьетесь результата в публичных выступлениях перед публикой, то вам по плечу будет любая работа.

С повышенной энергией произносите заготовленные заранее фразы. Найдите знакомые или просто симпатичные лица и обра-щайтесь в начале выступления только к ним, они вас поддержат (но не смотрите на них на протяжении всего выступления!).

2. Ощущение плохой, недостаточной подготовки.

Имейте резервный материал, опустите то, что хуже знаете и сосредоточьтесь на том, что вы знаете достаточно твердо.

3. Творческая взволнованность (Сумею ли хорошо выступить? Поймут ли? Как выступить наилучшим образом?)

Подобная взволнованность придает выступлению искренность и естественность, бороться с ней не надо.

Несколько практических приемов борьбы с волнением:

Повысьте эмоциональность речи;

Повысьте громкость речи;

Повысьте энергичность речи;

Дышите ртом и носом одновременно;

Шевелите пальцами рук за спиной или пальцами ног;

Возьмитесь за стул, трибуну, край стола;

Зажмите в кулак монету;

Возьмите мел, указку;

Пишите что-нибудь на доске, даже если это и не очень нужно (тему, разделы плана, отдельные термины, цитаты).

Демонстрируйте сосредоточенность на содержании. В выступле¬нии должно ощущаться, что ваша главная цель - передать слуша¬телям свое понимание проблемы, сообщить им некоторую важ¬ную для них информацию. Оратор должен сосредоточить все свои усилия именно на содержании, на смысле своего выступления. Форма при этом как бы отступает на второй план, идет за содер¬жанием, и слушатели должны ощущать это.

«Не беспокойтесь о том, как вы выглядите, позабудьте о лич¬ных ощущениях: сосредоточьтесь на одном - донести ваши мыс¬ли до слушателя» (П.Сопер). Ф.Снелл: «Аудиторию можно срав¬нить лишь с голодными гостями, уставившимися на вас».

Не извиняйтесь за мелкие оговорки, их слушатели не зафикси¬руют, не придадут им значения, если вы сами на них не укажете; вообще, меньше извиняйтесь - извинение усиливает волнение.

Реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления

Неполадки в ходе выступления могут очень легко сбить орато¬ра с мысли и даже поставить под угрозу все его выступление. По¬этому нужно твердо усвоить некоторые приемы реагирования на

типичные неполадки и помехи, которые могут встретиться в про¬цессе публичного выступления.

1. Доносится шум из соседнего помещения или с улицы, слыш-ны чужие разговоры и др. В таком случае следует, пока возможно, игнорировать эту помеху. Начните говорить громче, подойдите ближе к слушателям. Можно послать слушателя с просьбой устра¬нить помеху. Если помеха продолжается и видно, что аудитория обращает на нее внимание, лучше всего тоже среагировать: как- то прокомментировать, лучше в юмористическом плане.

2. В дверь все время заглядывают посторонние.

Можно попросить слушателя повесить записку «Лекция» или попросить слушателя выйти и сказать, чтобы не заходили. Если заглядывающие обращаются к вам с просьбой кого-либо позвать или отпустить, лучше сделать паузу и сказать: «Пожалуйста, не мешайте нам, мы работаем» - и затем продолжить свою речь.

3. Слушатели опаздывают, в аудиторию все время входят новые слушатели.

Одиночных опоздавших лучше всего не замечать; если же вошла группа - лучше переждать, пока они сядут, пригласить их прой¬ти, демонстрируя максимум доброжелательности. Можно допус¬тить и ироническую шутку типа: «Вы извините нас, пожалуйста, что мы без вас начали». Недовольства обнаруживать не следует.

4. В помещении стало душно.

В таком случае лучше сделать перерыв, проветрить помещение. Перерыв имеет смысл делать не менее чем на 10 мин, меньшие перерывы эффекта не дают. Можно также просто сократить свое выступление.

5. Вышел из строя микрофон.

Объявить перерыв и найти техника, вызвать организатора вы¬ступления, сделав это через слушателей. Если починить невоз¬можно, надо спуститься в зал или подойти к слушателям и закон¬чить выступление за 2-3 мин.

6. Погас свет.

Поступать так же, как при отключении микрофона: объявить перерыв для устранения неполадки либо за 2 мин закончить вы-ступление.

Неполадки в деятельности оратора

Допустим, вы оговорились и заметили это. Мелкие оговорки не исправляйте: вас все равно поймут, не надо привлекать к ним внимание. Если оговорка может исказить смысл, скажите: «Про¬стите, я оговорился. Я, конечно, имел в виду...». Не следует пре¬увеличивать ущерб, который вам могут нанести ваши оговорки, сосредоточьтесь на выражении мысли, на ее понятности для ауди¬тории - это главное.

Если вы заметили, что вы опустили какой-то пункт в вашем выступлении, продолжайте дальше, закончите мысль или раздел. А потом уже, если без опущенного никак нельзя, скажите: «О чем я еще забыл упомянуть, так это о...» или «Я хочу вернуться сей¬час к...». Но прежде чем возвращаться, еще раз подумайте, нужно ли это делать? Раз по ходу выступления вам этот факт не понадо¬бился, может быть, он был лишним?

Помехи в поведении слушателей.

В процессе выступления может возникнуть ряд помех. Что это за помехи?

1. Активная реакция аудитории на отвлекающие внешние фак-торы.

Аудитория, какой бы интересной ни была лекция или выступ-ление, не может не обратить внимания на чей-то интенсивный кашель, посторонние движения, хлопок двери, шелест бумаг и т.д. «Аудитория не может противиться соблазну взглянуть на лю¬бой движущийся предмет, животное или человека», - справед-ливо отмечал Д. Карнеги. Преодолеть этот соблазн у аудитории еще не удавалось ни одному оратору или артисту.

Что же делать, если, например, в аудиторию залетел воробей? Как отвлечь от него слушателей? Во-первых, не замечать столько, сколько это можно. Во-вторых, переждать его активные действия, сделать паузу: аудитория длительное время не будет на нем сосре¬доточена, и сами слушатели примут какие-то меры. В-третьих, можно использовать метод «подключения»: обратить внимание са¬мому, прокомментировать, кратко обсудить со слушателями, а затем сказать: «Ну достаточно, вернемся к нашей работе». Слуша¬тели обычно воспринимают данный прием хорошо. В-четвертых, можно подойти поближе к слушателям: это будет мешать им от¬влекаться.

2. Слушатели переговариваются между собой.

Не принимайте это сразу на свой счет: их разговоры, скорее всего, никак не связаны с лекцией и тем более с вами лично. Здесь тоже лучше не замечать помеху как можно дольше. Можно также подойти поближе к разговаривающим (это весьма эффек¬тивно), посмотреть подольше на них, некоторое время говорить, обращаясь к ним, сделать паузу (можно неожиданную), задать им вопрос: «Вы согласны? Вы не согласны?».

3. Кто-то зевает вам в лицо.

Не стоит сразу относить это к себе - может быть, слушатель просто устал. Реагировать не стоит, пока вы не поняли, что это уже заметили -другие и реагируют на это. В таком случае лучше сказать: «Да, здесь что-то стало душно, воздуха не хватает. Вижу, некоторым трудно дышать - может быть, сделаем небольшой перерыв, проветрим комнату?».

4. Слушатели встают и уходят.

У людей могут быть самые разные причины для того, чтобы уйти с вашего выступления. Никак не реагируйте, не делайте им замечания. Наоборот, можно сказать: «Если кому-то нужно сроч¬но уйти, пожалуйста, выходите, только потихоньку». Никак не показывайте, что это вас задевает.

5. С места раздаются реплики несогласия.

Если эти реплики тривиальные, сделайте вид, что не слышали или не поняли. Если же слушатель станет настаивать на своей точ¬ке зрения, то тогда нужно вступить в дискуссию, но достаточно формально: «Я понял вашу точку зрения. Но у меня другая, я сейчас (или несколько позже) приведу еще дополнительные ар¬гументы». Если возражение связано не с личными амбициями, а действительно важное, то лучше сказать: «Я вернусь к вашему замечанию, но, если разрешите, - немного позже», и обязатель¬но сдержите обещание.

Если несогласие высказано в резкой, категоричной форме, то лучше в дискуссию не вступать, сказав: «Я понял вашу точку зре¬ния. Ну что ж, будущее покажет, кто из нас прав».

6. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реп-лики.

В аудитории могут оказаться люди с невысокой культурой, ко¬торые хотят показать, что этот оратор не так уж хорош и умен, не так уж и компетентен. Своими репликами они хотят показать себя, выделиться, обратить на себя внимание («комплекс Моськи»), Как вести себя с такими людьми?

Если реплика являлась разовой, то ее лучше не заметить.

Если это невозможно, не показывайте, что она вас задела или обидела, всячески демонстрируйте свое превосходство, контроль над ситуацией. Скажите: «Да!.. Ну тут уж ничего не добавить!» И после паузы: «Ну, а мы все-таки пойдем дальше...».

Можно сказать и иронически: «Да, я понимаю ваши пробле-мы... Но, простите, нам нужно идти дальше...».

Еще вариант ответа: «Я понял ваш вопрос... (хотя это был и не вопрос вообще, но такая фраза сразу ставит нарушителя в тупик), но мы сейчас, к сожалению, не можем подробно на этой проблеме остановиться...». Не надо ставить провокатора на место - это уже перебранка, а ему только этого и надо. Подчеркнуто вежливо и корректно отвечайте на любые реплики других людей - этим вы покажете, что осуждаете провокатора.

Если вы уверены в своих силах, наступайте немедленно, ис-пользуя иронию, шутку, сарказм, а потому держите наготове острые изречения, басни, анекдоты, поговорки, истории («Вы знаете, эта реплика напомнила мне случай...» - общий хохот надолго посадит хама на место, даже если то, что вы рассказа¬ли, и имеет весьма косвенное отношение к его реплике).

Еще один путь - попробуйте его похвалить, найти какое-то рациональное зерно в его реплике и используйте ее, чтобы рас¬сказать дополнительно что-либо интересное. Эффективен также «отложенный ответ». Скажите: «Я понял вашу мысль (вопрос, идею), я отвечу вам, но, если позволите, - в конце, а то сейчас это нас уведет в сторону». А в конце, когда время вашего выступ¬ления иссякло, обратитесь к аудитории: «Вот тут был еще во¬прос, надо отвечать на него?». Обязательно несколько человек крик¬нут: «Не надо, все ясно!» - «Ну не надо, так не надо. Благодарю за внимание».

Можно попросить провокатора минуточку подождать. «Мину-точку, я только закончу мысль...». Поговорив еще минуты 2-3, не меньше, обратитесь к провокатору: «Так что вы хотели ска-зать? Ничего? Ну тогда мы пойдем дальше!».

Можно признать: «Да, в том, что вы говорите, есть проблема. К сожалению, мы ее сейчас не решим, об этом надо поговорить отдельно».

И еще один путь - если реплика очень груба, следует сказать: «Простите, я не понял, что вы сказали. Будьте добры, повторите еще раз погромче и помедленнее!». (Как правило, второй раз гру¬бость сказать не смогут и вам не придется на нее отвечать.) «Ну тогда идем дальше».

Резко выраженное несогласие можно перевести в личную плос¬кость. Так, на лекции, посвященной общению в семье, одна слу¬шательница возмущенно выкрикнула: «Так что же, мужу, по-ва¬шему, вообще никаких замечаний делать нельзя?» - «Я понимаю ваши проблемы, - ответил лектор. - Я уверен, что вашему мужу обязательно надо делать замечания». Ответ потонул в общем хохо¬те аудитории, причем засмеялась и сама слушательница, задав¬шая вопрос.

Как-то, рассказывают, в британском парламенте шли дебаты, и У. Черчилль язвительно щипал лейбористов. Вскочила пожилая и некрасивая лейбористка и закричала на весь зал: «Мистер Чер¬чилль, вы несносны! Если бы я была вашей женой, то подлила бы вам в кофе яд». Раздался смешок. Но невозмутимый потомок герцогов Мальборо, выдержав паузу и окинув соболезнующим взглядом разгневанную леди, промолвил: «Если бы вы были моей женой, то я бы этот яд с наслаждением выпил...».

Отметим в заключение, что успокоить аудиторию, восстано-вить дисциплину можно, сопровождая негромкую речь указатель-ными жестами в направлении тех, кто нарушает дисциплину, указывая рукой в их направлении либо просто протягивая руку в сторону нарушителей. Указательный жест, как заметили, успока¬ивает даже животных. Жестикуляция вытянутой рукой, особенно если еще и подойти к нарушителям спокойствия, оказывает на них весьма эффективное воздействие.

Тема 12

ПОДДЕРЖАНИЕ ВНИМАНИЯ АУДИТОРИИ В ХОДЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Внимание аудитории надо не только захватить, но и поддер-живать на протяжении всего выступления.

Слушатели очень легко отвлекаются. Их отвлекают посторон-ние звуки, какие-нибудь происшествия в аудитории, входящие или выходящие люди; внимание ослабевает от монотонной речи, неинтересных фактов, длительности лекции и многого другого. Оратору необходимо владеть знаниями и умениями, позволяю¬щими поддерживать внимание к своей речи на протяжении всего выступления.

Факторы, влияющие на внимание слушателей

Разумеется, что основной фактор, обеспечивающий внима¬ние, - это интерес к теме в ы сту п л е н и я. Интересное по содержанию выступление само по себе обеспечивает внимание слушателей. Но есть и некоторые другие факторы, которые необ¬ходимо учитывать.

Установлено, что внимание слушателей снижается, если они рассеяны по аудитории. Как уже отмечалось, не надо пе-ресаживать их в передние ряды, но целесообразнее выйти из-за трибуны и подойти к основной массе слушателей.

Влияет на внимание также размер ауд и то р и и. Очень боль¬шая аудитория чаще всего недостаточно внимательна. Одна фир¬ма, занимающаяся организацией больших совещаний, конферен¬ций, симпозиумов, специально исследовала поведение слушате¬лей на таких крупных мероприятиях. Специалисты этой фирмы пришли к следующим выводам: только 10% аудитории слушает пленарный доклад, да и то только первые 15 мин. Пятая часть аудитории мысленно пребывает в эго время в другом месте, поло¬вина дремлет и предается фантазиям, а 20 % просто спят.

Было установлено также, что комфорт для участников кон-ференции обратно пропорционален их вниманию к выступлени¬ям: чем удобнее кресла, тем менее продуктивно проводят на кон-ференции время присутствующие.

Какие отсюда можно сделать выводы?

Первое: долгие пленарные доклады в большой аудитории не-эффективны.

Второе: кресла должны быть попроще. Вообще говоря, самая внимательная аудитория - это та, которая слушает оратора стоя.

В последнем случае внимание обеспечено, так как люди, которые не хотят слушать, просто уходят. Кстати, стоящая аудитория не дает оратору говорить «не по делу», она более требовательна к содержанию выступлений.

Таким образом, внимание аудитории легче поддержать, если аудитория невелика, компактна, а большая аудитория слушает внимательнее, если она не может расположиться в помещении с особым комфортом.

«Чтение» оратором аудитории

Необходимо все время «ч и тать» аудиторию, т. е. наблюдать за ней, определять ее реакцию и вносить соответствующие коррек¬тивы в свою деятельность.

Оратор, выступающий перед аудиторией, постоянно получает информацию о состоянии аудитории, ее настроении и отноше¬нии к нему самому и сообщаемой им информации. Он должен постоянно «считывать» эту информацию и вносить коррективы в свое выступление, если его к этому побуждает получаемая ин-формация. Однако для того чтобы «читать» аудиторию и правиль¬но понимать поступающие сигналы, необходимы наблюдатель¬ность и некоторый практический навык. Здесь можно дать начи¬нающему оратору следующие советы.

О внимании к оратору говорят:

Взгляды слушателей, направленные на оратора;

Наклон корпуса в сторону оратора;

Стремление слушателя сдвинуться на край стула, чтобы быть как бы ближе к оратору;

Наклон головы вбок (обычно говорит о заинтересованности слушателя).

О невнимании к оратору, о неудовлетворенности слушателя го¬ворят следующие факты:

Взгляд слушателя направлен в сторону;

Тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и стоят на полу (такая поза часто означает имитацию внимания);

Голова не наклонена, слушатель держит голову прямо, по-звоночник выпрямлен;

Слушатель совершает следующее движение: голова выпрям-ляется, плечи поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по сторонам - потеря мысли, потеря внимания;

Тело принимает позу, направленную в сторону выхода (слу¬шатель «подается» к выходу);

Ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад, голова опущена вперед (чаще всего означает несогласие);

Голова подпирается всей ладонью;

Пощелкивание колпачком ручки, постукивание ногой, по-стукивание пальцами по чему-либо;

Рисование на бумаге посторонних предметов;

Отсутствие движения глаз, немигающий взгляд (имитация внимания);

Легкое поглаживание носа;

Крепко сцепленные руки;

Поглаживание шеи (у мужчин);

Поправление прически, покачивание ногой, поиски чего-либо в сумочке (у женщин);

Рука дотрагивается до уха и опускается вниз; рука дотрагива¬ется до губ и опускается вниз (скрываемое желание возразить, перебить);

Застегивание пиджака (мужчиной) и др.

Умение «читать» собеседников - важнейшее качество лекто-ра, приходящее с опытом. Необходимо тренировать его в обще-нии со знакомыми, развивая наблюдательность и умение интер-претировать невербальное поведение собеседников.

Периоды внимания

Необходимо также иметь в виду, что существуют своеобразные периоды внимания: они равны приблизительно 10-15 мин. По истечении такого периода внимание людей падает, затем оно вос¬станавливается еще на такой же промежуток времени, потом сно¬ва падает, а после третьего пятнадцатиминутного периода внима¬ние падает уже существенно.

Таким образом, внимание слушателей падает к 15, 30, 45-й минуте. В эти моменты следует дать им возможность расслабиться и немного отдохнуть. Можно сделать паузу, закончить рассмотре¬ние вопроса, перейти к новой теме, пошутить - словом, дать слушателям возможность осознать, что они отдыхают.

Через 45 мин нужно дать большую паузу или сделать перерыв. Кстати, учитывая периоды внимания, мы придем к выводу, что лучшее выступление - это такое, которое укладывается в мини¬мальный период внимания, т.е. в 10-15 мин. Десятиминутное выступление будет наиболее предпочтительным, так как оно це¬ликом обеспечено вниманием аудитории и даже останется неко¬торый избыток внимания.

Если мы обратим внимание на длительность современных оперативных радио- и теленовостей, информационных передач ведущих информационных агентств мира, то заметим, что они укладываются, как правило, в 10 мин.

Таким образом, краткость выступления - гарантия внимания аудитории.

Приемы поддержания внимания

Вопросы к аудитории.

Разнообразные вопросы к слушающим способны существенно активизировать аудиторию, пробудить ее от спячки. Важно толь¬ко, чтобы вопросы были простыми для ответа. Они могут быть сложными по содержанию, но должны задаваться так, чтобы ауди¬тория могла ответить просто да или нет. Если аудитория долго не отвечает на заданный вопрос, нет смысла ждать момента, когда кто-то все-таки ответит. В таком случае оратор должен ответить на заданный вопрос сам.

Организация дискуссии.

«Если вы замечаете, что внимание аудитории падает, заведите дискуссию» (О. Эрнст): выскажите что-либо явно спорное, а за¬тем разъясните свою позицию. Активизация внимания аудитории будет обеспечена.

Обращение к отдельным слушателям.

Скажите кому-либо из слушателей: «Вы не согласны? Вы, я вижу, придерживаетесь другого мнения?»

Вопросы к отдельным слушателям оказывают активизирующее воздействие на всю аудиторию.

Авансирование.

Под авансированием понимается нарочитое затягивание сообще¬ния важной или интересной мысли, идеи, некоторых подробно¬стей, которые наверняка интересуют слушателей. В этом случае ора¬тор лишь упоминает о том или ином факте и говорит: «Но об этом несколько позже. Об этом подробнее я расскажу потом...» и т.д.

Неожиданное краткое отвлечение от темы.

Данный прием действует весьма сильно, хотя им нельзя пользо¬ваться многократно. Забавный пример использования этого при¬ема приводит А. А. Ивин: известный греческий оратор Демосфен, выступая в суде, заметил, что судьи рассеянны и невнимательны к его речи. Он прервал речь и стал рассказывать о человеке, кото¬рый нанял осла с погонщиком. Седок сел отдохнуть в тени осла, а погонщик сказал, что отдал внаем только осла, но не тень от него. Спор превратился в судебную тяжбу... Тут Демосфен умолк, а когда заинтересовавшиеся исходом дела судьи попросили его закончить, он с упреком сказал им: «Басню о тени осла вы гото¬вы слушать, а важное дело вы слушать не желаете».

Демонстрация предмета.

Можно активизировать восприятие слушателей, демонстрируя что-либо: «Вот посмотрите сюда. Видите этот предмет? Взглянем на эту маленькую вещицу...» и т.д.

Приближение к слушателям.

Этот прием весьма действен, однако не следует заходить слиш¬ком глубоко в зал, так как иначе это будет выглядеть как конт¬роль за тем, чем занимаются ваши слушатели. Оптимальная глу¬бина «захода» в зал, как уже отмечалось выше - примерно треть длины зала.

Развлекательные элементы во второй части выступления.

Необходимо делать более увлекательной, разнообразной и лег¬ко воспринимаемой вторую половину своего выступления неза¬висимо от того, сколько времени оно длится. О. Эрнсту принадле¬жит очень верное наблюдение: «Вторая половина речи кажется слушателям вдвое длиннее первой». Именно в силу сказанного внимание слушателей особенно ослабляется во второй половине выступления, и именно поэтому эта часть выступления требует особой подготовки.

Закон края.

Этот закон гласит, что конец и начало запоминаются и вос-принимаются лучше, чем середина. Поэтому, чтобы в середине вашего выступления не было провала, необходимо сделать ее более разнообразной, более эмоциональной и т.д.

Донесение главной мысли выступления

Для того чтобы эффективно донести главную мысль до слуша-телей, оратор должен ее сформулировать. Поэтому нужно заранее позаботиться о словесной формулировке главной идеи: выразить словами, по возможности, кратко и понятно. П.Сопер отмечал, что «сам оратор иногда точно не знает, какова его цель, пока не сформулирует ее полностью». С другой стороны, исследования Т. М.Дридзе убедительно показали, что третья часть любой ауди¬тории в принципе все хорошо понимает, но не может самостоя¬тельно сформулировать главную мысль оратора, не в состоянии выделить эту мысль в выступлении.

Словесная формулировка главной мысли выступления необхо-дима как самому оратору, так и его аудитории.

П.Сопер описывал такой случай: один политический оратор уже долгое время говорит, обращаясь к деревенским избирателям. Кто-то из опоздавших подсел к старому фермеру и спрашивает: «О чем он толкует?» - «Да кто его знает, - отвечает старик, - он еще ничего об этом не сказал». Этот пример и позволяет П. Соперу справедливо утверждать, что «обычно слушатели не склонны до¬искиваться, каково намерение оратора, пока последний в доста¬точно развернутом виде и с повторениями не объяснит его». Имен¬но отсюда и вытекают нередко недоуменные вопросы слушателей

после выступления: что оратор, собственно, хотел сказать? Что он имел в виду? Что он доказывал слушателям? И именно по¬этому актуален старый, но не потерявший своего значения ри¬торический совет: расскажи слушателям, что ты собираешься рас¬сказать; в то время как ты уже рассказываешь, разъясни им, что ты рассказываешь, а когда закончил, расскажи им, что ты рас¬сказал.

Приемы эффективного донесения главной мысли оратора бу¬дут различаться в зависимости от длительности выступления, его типа, аудитории и т.д. Можно лишь дать некоторые наиболее об¬щие рекомендации, применимые в подавляющем большинстве случаев.

Оптимальным является выступление по принципу «один текст - одна мысль».

Две-три идеи в одном выступлении- это предел, рекоменду-ется выделить из них одну главную и сформулировать ее как та¬ковую.

Всегда лучше сформулировать главную мысль в виде отдельно¬го предложения.

Во вступлении следует повторить тему. Основная мысль должна быть написана оратором для себя, ее лучше держать перед собой на протяжении всего выступления.

В небольших выступлениях не следует начинать с главной мыс¬ли, она должна прозвучать в середине и конце речи. В средних по продолжительности и больших выступлениях главный тезис дол¬жен прозвучать:

если выступление строится дедуктивно (от тезиса к аргу-ментам) - в конце вступления, в первой трети основной части и в начале заключения; при этом в главной части должны звучать ключевые слова из этого тезиса. Например, выступление посвя¬щено экономическим реформам. Тезис: необходимо поддержать ре¬формы, так как только они могут сделать экономику саморегулиру¬ющейся. Его надо упомянуть во вступлении, в основной части и заключении. В основной части можно использовать ключевые сло¬ва - реформы, поддержка реформ, саморегулирующаяся экономика и их синонимы - реорганизация, рыночная экономика, преобразо¬вания и др.;

если выступление строится индуктивно (от аргументов, фактов к выводу) - во вступлении и основной части надо упомя¬нуть ключевые слова, а в конце основной части и в заключении - полный тезис. Весьма эффективно повторение основной мысли в разной словесной форме.

Главная мысль должна быть выражена в развернутой словесной форме, полным предложением не менее трех раз при дедуктив¬ной форме изложения и не менее двух раз - при индуктивной форме изложения.

Соблюдение регламента

Существует закон прогрессирующего нетерпения слушателей, который формулируется так: чем дольше говорит оратор, тем большее невнимание и нетерпение проявляют слушатели.

Как бы ни был интересен оратор или рассказчик и расположе¬ны к нему слушатели или собеседники, чем дольше он говорит, тем меньше его слушают и тем больше думают о том, что он явно затянул свою речь и ему пора заканчивать. По данным ораторов- практиков, вторая половина речи оратора всегда кажется вдвое длиннее первой, а последние десять минут - втрое длиннее пер¬вых десяти. Приблизительно можно представить общую картину следующим образом:

Продолжительность

«Никогда, никакими словами
вы не заставите читателей
познавать мир через скуку»
- Алексей Толстой

Знакома ли вам такая ситуация: вы старательно готовились к публичному выступлению. Но вот проходит четверть часа, и вы замечаете: кто-то уже рассматривает новый телефон соседа; другой в тайне зевает и глядит в потолок; а третий и вовсе улыбается своим мыслям. В зале начинаются движения, разговоры и гул. Как же быть?

Важно всегда помнить: только увлекательные речи обостряют внимание слушателей, позволяя оратору добиваться успеха. Знание своей аудитории и безупречная речь - первый шаг на пути к признанию.

В этой статье мы собрали и систематизировали для вас лучшие приемы ораторского искусства:

Прием 1. Используйте вопросно-ответный план выступления

Смело рассуждайте вслух над поставленной перед вами задачей. Задавайте аудитории вопросы, рассказывайте много новых, неизвестных фактов, выдвигайте возможные сомнения, приходите вместе к определенным выводам. Этот прием побуждает каждого слушателя вникнуть в суть рассматриваемого вопроса.

На заметку: в маленькой аудитории, от оратора в большей степени ждут непосредственного, живого общения, нежели длинного монолога.

Прием 2. Обращайтесь к разным погодным условиям

Говоря о каком-либо событии, усильте свою речь, сославшись, например, на теплую, солнечную, сухую погоду: «…даже природа радуется в этот торжественный день вместе с нами».

Прием 3. Добавьте юмора

Довольно часто в серьезную, деловую по содержанию речь вводят , анекдоты и т.п. Юмор - лучшее средство разрядки скованности, оживления внимания слушателя. После удачной шутки большая часть из присутствующих начинает улыбаться, испытывать доверие к оратору, у аудитории появляется интерес к речи.

Имейте в виду: люди в больших аудиториях, как правило, солидаризируются, единодушно либо одобряют, принимают оратора, либо напротив - критикуют. И это, несмотря на то, что с самого начала каждый из слушателей по-разному был настроен на речь.

Прием 4. Обращайтесь к речи предыдущего оратора

Чтобы достичь взаимопонимания с аудиторией:

  • цитируйте предыдущего оратора;
  • обыгрывайте его выражения и слова;
  • соглашайтесь или не соглашайтесь с его мнением.

Прием 5. Ссылайтесь на авторитетные источники

Высказывания крупных ученых; изречения видных деятелей; ссылка на популярные издания - как нельзя лучше подкрепят вас в вашей позиции - вызовут доверие, увлекут слушателя.

Прием 6. Выбирайте тему и слова обращения с учетом обстановки

Оратор, не обдумавший план выступления, часто «уходит» от главной темы доклада. Продуманный текст исключает повторений, заминок, делает речь более уверенной. Оцените, соответствует ли ваше выступление:

  • обстановке;
  • возрасту слушателей;
  • установкам аудитории;
  • уровню знаний слушателей.

Не забывайте время от времени по обстановке повторять обращения:

  • Дорогие друзья!
  • Юные друзья!
  • Уважаемые дамы и господа!
  • Глубокоуважаемые коллеги!

Используйте разные формулировки.

Прием 7. Голосовые приемы

Монотонная речь - усыпляет. Очень быстрая речь - вызывает желание перестать слушать. Одним является пауза - придает значимость сказанному, удерживает внимание.

  • повышения тона голоса;
  • изменения громкости голоса;
  • изменения темпа речи.

Пример 8. Приводите примеры из личной жизни или художественной литературы

Легко оживляют выступления: пословицы, поговорки, примеры из художественной литературы или просто из жизни.

Каждый ваш слушатель - это личность со своим темпераментом, особенностями характера, своими жизненными установками, состоянием нервной системы. Перед вами стоит очень непростая задача - удержать внимание аудитории до конца выступления. Мы надеемся, что вы нашли верное решение, как заинтересовать всех и каждого - как установить контакт с любой аудиторией.

А какие ораторские приемы известны вам? Оставляйте свои комментарии в строке ниже.

Удачных вам выступлений!