Пленники орбиты. История катастрофы, которая не случилась. Георги иванов - первый болгарский космонавт Авария на пути к «Салюту»

Пленники орбиты. История катастрофы, которая не случилась. Георги иванов - первый болгарский космонавт Авария на пути к «Салюту»

Это не ругательства, а фамилии известных космонавтов

В истории нашей космонавтики много славных, трагических и победных страниц. Но есть в освоении космоса моменты, которые сегодня иначе как курьезными не назовешь. Такова, например, история о том, как ответственные товарищи из ЦК КПСС« переименовывали» космонавтов из братских социалистических стран.

Перед тем, как отправить в космос болгарского гражданина, на политбюро ЦК КПСС рассматривался вопрос об изменении его фамилии. Настоящая была Какалов. Таких в Болгарии много, как у нас Петровых. И он не предвидел, что это кому-то может не понравиться. Но в Центральном Комитете партии народ был бдительный.

Стал Ивановым

Там решили, что его фамилия слишком неблагозвучная и может вызвать много простонародных шуток.

И Григорию предложили взять фамилию Иванов. Его отец был против – мол, фамилия древняя, чуть ли не княжеского рода, как можно. Ему вежливо объяснили, что сын может остаться Какаловым, но тогда от Болгарии полетит другой космонавт.

Но Георгий Какалов-Иванов – не единственный, кого в свое время советские руководители через космическое начальство заставляли менять фамилии.

Поляки подобрали опытного летчика с фамилией Хермашевский.« Не звучит» – решили самодержцы в штатском. И стал польский космонавт в наших газетах с новым первым слогом – Гермашевским. Согласовывали ли это с польским правительством – не известно. Говорят, дожал бедного поляка главный политработник космического ведомства.

Давняя традиция

Неблагозвучной посчитали и фамилию гражданина Монголии. Когда готовился участник от братской страны, дублером Жугдэрдэмидийна Гуррагчаа был космонавт Ганзорик. Настоящее его имя было Ганхуяк.« Хуяк» по-монгольски – панцирь.

В мемуарах Героя Советского Союза, генерала армии Алексея Жадова, чья фамилия изначально была Жидов, есть такой эпизод. Командующий Сталинградским фронтом Константин Рокоссовский передал ему, что Сталин доволен действиями армии:« Однако ему не понравилась ваша фамилия. Он просил передать вам его пожелание изменить ее. К утру доложите свое решение». Выход подсказали сослуживцы. Сохранить фамилию в основе, но сменить букву« и» на букву « а». Так Жидов стал Жадовым. Через несколько дней генералу вручили резолюцию Верховного Главнокомандующего:« Очень хорошо. И. Сталин».

Вот уже более полувека прошло с начала пилотируемых полетов в космос, первым из которых стал старт Юрия Гагарина на корабле «Восток».

Юрий Гагарин. Особые приметы.

Развязка одной из самых драматичных ситуаций в истории советской космической программы также пришлась на День Космонавтики.

В конце 1970-х годов в СССР был дан старт программе «Интеркосмос», частью которой были совместные полеты с космонавтами других стран социалистического блока. В 1978 году в космосе побывали представители Чехословакии, Польши и ГДР Владимир Ремек , Мирослав Гермашевский и Зигмунд Йен .

В апреле 1979 года пришел черед Болгарии, которую представлял летчик Георгий Иванов , прошедший предварительный отбор в своей стране, а затем программу в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина.

Члены международного экипажа космического корабля «Союз-33» — командир корабля Николай Рукавишников (слева) и космонавт-исследователь НРБ майор Георгий Иванов (справа) Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

К слову, фамилию Иванов будущий космонавт обрел только перед полетом, получив ее вместо собственной, которую сочли неблагозвучной — Какалов.

Полет должен был состояться на корабле «Союз-33», командиром которого был назначен Николай Рукавишников .

«Невезучий» Рукавишников

Рукавишников был уникальным специалистом. Выпускник МИФИ после окончания института был принят на работу в ОКБ Сергея Королева, а в отряд космонавтов включен в 1967 году, во время дополнительного набора гражданских специалистов.

Многие ветераны советской космической программы пишут, что никто не знал «Союзы» так хорошо, как Рукавишников. Он входил в число космонавтов, готовившихся по программе облета Луны и посадке на нее, однако после того, как первыми на спутнике Земли высадились американцы, пилотируемая «лунная программа» СССР была свернута.

Операция «Аполлон». Высаживались ли американские астронавты на Луне?

Рукавишникова перевели в число космонавтов, готовившихся к полету на первую космическую станцию «Салют-1». В апреле 1971 года он вместе с Владимиром Шаталовым и Алексеем Елисеевым совершил полет на «Союзе-10». Корабль состыковался со станцией, однако из-за неполадок перейти на ее борт не смог. В результате экипаж вернулся на Землю.

Члены экипажа космического корабля «Союз-10» (слева направо): инженер-испытатель Николай Рукавишников, командир корабля Владимир Шаталов и бортинженер Алексей Елисеев. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

За Николаем Рукавишниковым стала закрепляться репутация «невезучего» — «лунную программу» закрыли, на «Салюте-1» поработать не удалось. Впрочем, везение — вещь относительная. Экипаж «Союза-11», который все-таки попал на борт станции, погиб при возвращении на Землю...

В декабре 1974 года Рукавишников отправился в космос вместе с Анатолием Филипченко на «Союзе-16». Этот полет не предполагал стыковки с орбитальной станцией и проводился как испытательный в рамках подготовки к советско-американскому проекту «Союз-Аполлон». Полет прошел точно по плану, продлившись чуть менее шести суток.

Экипаж космического корабля «Союз-16» командир, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Анатолий Васильевич Филипченко (слева) и бортинженер, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Николай Николаевич Рукавишников. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

Авария на пути к «Салюту»

В 1979 году Рукавишников стал командиром «Союза-33», причем это был первый случай, когда командиром был назначен гражданский специалист.

Программа совместного советско-болгарского полета не была длительной, но зато Рукавишников должен был наконец оказаться на борту орбитальной станции.

На «Салюте-6» Рукавишникова и Иванова ждала основная экспедиция в составе Владимира Ляхова и Валерия Рюмина . «Союз-33» вез им продукты, воду, посылки от родных и друзей.

«Союз-33» успешно стартовал с Байконура 10 апреля 1979 года. Вывод на орбиту прошел штатно, впереди была стыковка и 8 суток научных экспериментов на «Салюте-6».

Полет шел свои чередом, «Союз-33» после серии маневров вошел в зону радиозахвата станции. Расстояние между кораблем и станцией составляло около 3 километров. При этом сближение с «Салютом-6» проходило с превышением расчетной скорости. Ее необходимо было погасить сообщением кораблю тормозного импульса, согласно сделанным расчетам, длительностью 6 секунд.

Но двигатель сработал нештатно, «Союз-33» дернулся, произошла потеря стабилизации, и автоматика дала команду на отключение двигателя.

Иванов несколько растерялся, поскольку к подобной нештатной ситуации его не готовили, а опытный Рукавишников понял — проблема с двигателем очень серьезная.

Дважды Герой Советского Союза, космонавт Николай Рукавишников (слева) и болгарский космонавт, Герой Советского Союза Георгий Иванов. Члены международного экипажа космического корабля «Союз-33». Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

«Экипажу отдыхать в течение 15 часов»

Когда удалось передать телеметрию на Землю и там проанализировали данные, поступил запрос из ЦУПа не экипажу «Союза-33», а к находившимся на «Салюте-6» Ляхову и Рюмину: «Доложите, куда был направлен факел от камеры сгорания у „Союза“?

«Факел был направлен вбок», — доложил Ляхов.

Рукавишников понял, что произошел редчайший случай в практической космонавтике — прожиг боковой стенки камеры сгорания. Ничего подобного тому, что случилось с «Союзом-33», ранее не происходило не только в космосе, но и на испытаниях.

Корабль остался без основного двигателя, и о стыковке со станцией речь уже не шла. Вопрос стоял о том, останутся ли вообще Рукавишников и Иванов в живых.

Если факел был направлен вбок, то раскаленные газы обязательно должны были попасть на магистрали подачи топлива и электрические кабели управления резервного тормозного двигателя. А отказ резервной тормозной двигательной установки означал бы, что «Союз-33» останется на орбите навечно. Ну, если быть совсем точными, то не навечно, но на такой срок, который исключал выживание экипажа.

Центром управления полетами в это время руководил Алексей Елисеев, напарник Рукавишникова по полету на «Союзе-10». «Решение Центра следующее. Посадка на резервном двигателе. Экипажу отдыхать в течение 15 часов. В случае необходимости срочного спуска с орбиты использовать резервную двигательную установку», — передал он экипажу.

«Гарантированная мгновенная смерть»

Отдых в такой ситуации был весьма условным. Рукавишников и Иванов готовились к посадке, отдавая себе отчет, что ее может и не случиться. А экипаж «Салюта-6» в этот момент мог лишь следить за драмой, происходившей с коллегами, не имея возможности им чем-либо помочь.

Командир «Союза-33» из 15 часов, отведенных на отдых, проспал два. Все остальное время Рукавишников мучительно считал варианты развития событий.

«Если бы „Союз“ надолго остался на орбите, то через несколько дней нам грозила мучительная смерть от удушья, — вспоминал космонавт. — Вот тогда и решил: при наихудшем варианте будем продолжать полет до тех пор, пока сможем нормально дышать. А потом... Я знал, где на корпусе корабля находится клапан перепада давления и как он устроен. Клапан, как известно, срабатывает при спуске, уже в земной атмосфере. Но для меня не представляло труда открыть его и в космосе. Это гарантировало нам почти мгновенную смерть — в течение нескольких десятков секунд» .

Командир корабля в уме рассчитал, как проведет эту операцию, но ничего не сказал Иванову, рассудив, что не стоит волновать товарища подобными вариантами.

Георгий Иванов (слева) и Николай Рукавишников (справа) в одной из учебных аудиторий. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

Командир положился на интуицию

12 апреля 1979 года, в День Космонавтики, ЦУП сообщил окончательное решение: дублирующий двигатель запустить в 18:47. В расчетном режиме он должен был отработать 188 секунд. Если бы он отключился раньше, чем через 90 секунд, то это означало бы, что экипаж останется на орбите. Если двигатель проработает более полутора минут, но менее 188 секунд, Рукавишникову рекомендовали вручную дать команду на повторное включение.

В 18:47 двигатель был включен, и произошел третий вариант — через 188 секунд он продолжал работать. Такое развитие событий тоже не сулило ничего хорошего, поскольку «Союз-33» мог свалиться на спуск по баллистической траектории, чреватой страшными перегрузками, которые космонавты могли просто не пережить.

Казалось бы, командир должен был вручную отключить двигатель через 188 секунд. Но Николай Рукавишников, как уже говорилось, знал «Союзы» как никто другой. Анализируя работу резервного двигателя, он пришел к выводу, что тот дает неполную тягу. А это значит, что импульс может оказаться недостаточным для схода с орбиты. Но и ждать до бесконечности нельзя по изложенным выше причинам.

Командир «Союза-33» дал команду на отключение двигателя через 213 секунд, ориентируясь исключительно на опыт и интуицию. В мире нет других космонавтов и астронавтов, попадавших в аналогичную ситуацию.

Члены международного экипажа космического корабля «Союз-33» — командир корабля Николай Рукавишников (справа) и космонавт-исследователь НРБ майор Георгий Иванов (слева) Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

После отключения двигателя Рукавишникову и Иванову оставалось только ждать. У болгарина была фигурка человечка, привязанная к креслу, которая плавала в невесомости. Если б человечек опустился вниз, это означало бы, что состояние невесомости прекращается, и корабль сходит с орбиты. Если бы человечек не опустился, то... То тогда бы актуальным стал план, о котором Николай Рукавишников не хотел рассказывать Георгию Иванову.

После ожидания, продлившегося, казалось, целую вечность, человечек опустился вниз и повис на веревочке. «Союз-33» шел к Земле!

Они прошли по острию ножа

Спуск действительно пошел по баллистической траектории, с перегрузками до 10 g. Но в той ситуации, в которой оказались Рукавишников и Иванов, это был не самый страшный вариант — к таким нагрузкам они были подготовлены.

На Земле в этот момент судорожно вычисляли место посадки, по некоторым прогнозам спускаемый аппарат должен был приземлиться с отклонением в 600 км. От командира отряда поиска и спасения потребовали срочно перебросить все силы в новый район, однако он, на свой страх и риск, оставил два вертолета в первоначально намеченном районе посадки.

И у командира поисковиков тоже оказалась блестящая интуиция — «Союз-33», словно решив, что приключений с него достаточно, сел в 320 км юго-восточнее Джезказгана, в районе, где обычно и заканчивали свое путешествие советские космические корабли.

Советско-болгарский космический полет вместо 8 суток продлился 1 сутки 23 часа 1 минуту 6 секунд, но счастью тех, кто встречал космонавтов на Земле, не было предела.

Экипаж «Союза-33», без преувеличения, прошел по острию ножа и заглянул в глаза смерти. Поэтому благополучное завершение миссии было большим успехом.

Трижды Героем быть не положено

Рукавишникова и Иванова чествовали и в СССР, и в Болгарии. Первый болгарский космонавт стал Героем Советского Союза и Героем Народной Республики Болгария, а вот Рукавишникову присвоили только звание Героя НРБ.

Объяснялось это существовавшим в советские годы правилом — космонавтам «Золотые Звезды» Героев Советского Союза вручались только за первые два полета, а последующие космические путешествия отмечались только орденами Ленина. Николай Рукавишников уже был дважды Героем Советского Союза, и получалось, что его самый героический и уникальный полет высшим званием страны не мог быть отмечен.

Ни Николая Рукавишникова, ни Георгия Иванова драма с «Союзом-33» не заставила отказаться от желания еще раз побывать в космосе. Однако ни тому, ни другому сделать этого не удалось. Рукавишников готовился к своему четвертому старту, но был отстранен от подготовки из-за болезни. Георгий Иванов участвовал в отборе ко второму советско-болгарскому полету, но не прошел его.

Рукавишников после ухода из отряда космонавтов много лет проработал в НПО «Энергия», возглавлял Федерации космонавтики СССР и России. Он ушел из жизни в 2002 году в возрасте 70 лет.

Георгий Иванов после совершения космического полёта продолжил нести воинскую службу, был инспектором ВВС Болгарии, избирался в Великое народное собрание Республики Болгария. В начале 1990-х принимал участие в создании частной авиакомпании «Эйр София», был ее управляющим директором. Позднее первый болгарский космонавт участвовал в благотворительных проектах, занимался бизнесом и популяризацией гольфа в Болгарии. Сегодня Георгию Иванову 75 лет, он пенсионер и проживает в Софии.

Георги Иванов Иванов болгарский офицер, генерал-лейтенант. Первый болгарский космонавт. Народный представитель в 7м великом народном собрании (1990-1991).

Биография

Георги Иванов родился в Ловече 2 июля 1940 года в семье Анастасии Какаловой и Ивана Иванова Какалова (электротехника). Его родной дом находится в архитектурно-исторической зоне «Вароша». Его фамилия при рождении Какалов. Пока был учеником занимался парашютным спортом. Заканчивает среднюю смешанную школу «Тодор Кирков» в Ловече (1958).

Призван в Болгарскую армию в 1958 году. Заканчивает Военное училище в Долна митрополия (1964) по специальности летчик-инженер и квалификацией пилот I класса. Служит в БНА в качестве пилота, старшего пилота, командира звена и командира эскадрильи. Член БКП с 1968 года. Защищает диссертацию и получает научную степень кандидата физических наук (1984). Его научный руководитель Димитър Мишев.

Полет в космос

1 марта 1978 года выбран космонавтом во вторую группу из программы Интеркосмос. Обучается в Центре подготовки космонавтов «Юрий Гагарин». 10 апреля 1979 года, в 20 часов 34 минуты по московскому времени выпущен на околоземную орбиту корабль «Союз-33», с международным экипажем: командиром полета Николаем Рукавишниковым и космонавтом-исследователем Георги Иванов.

Из-за технической неисправности корабль не успевает соединиться с орбитальной станцией «Салют-6»: сближение корабля и орбитальной станции протекает со скоростью выше чем расчетная скорость, из-за чего система управления включает коррекцию скорости. Во время коррекции прогорает одна сторона топливной камеры основного двигателя. Соединение оказывается невозможно. В течении всего пути пуль Георги Иванова остается нормальным и не изменяется. Когда они приземляются, они находятся на 320 км к юго-востоку от Джезказган после 31 полных кругов вокруг Земли. В Космосе проводят 1 день, 23 часа и 1 минуту.

Спускаемый аппарат космический корабль «Союз-33» хранится в Музее авиации на авиабазе «Крумово» на краю Пловдива.

После полета

С началом перемен в Болгарии в 1989 году занимается бизнесом. Основывает смешанную болгарско-итальянскую авиакомпанию «Сиджи Ер Карго», которая начинает свою деятельность с взятия под наем самолета в Якутии (октябрь 1990). Берет в лизинг самолет из югославского «Музейя на авиацията» (1991).

После прекращения итальянского участия создает вместе с Лиляном Тодоровым авиакомпанию «Ер София» (1991). Фирма развивается и располагает шестью самолетами «АН-12», по одному «АН-26» и «АН-24». Наняты в лизинг «ИЛ-76» и АН-124 «Руслан» (1998).

«Ер София» занимается с строительством полей для гольфа и отелей (1999). Построены игровые площадки в Ихтиман и в Сливен. Они включены в Болгарскую федерацию гольфа.

В 1990-1991 годах становится народным представителем в 7 великом народном собрании. Член совета управления Ассоциации участников космических полетов (1985) и Болгарского астронавтического общества (1988).

Награды

– Звание Герой Народной республики Болгария и ордена «Георги Димитров» (1979)
– Звание Герой Советского союза и ордена «Ленин» (1979)
– Орден «Стара Планина» I ст. с мечами (2004)
– Звание Почетный гражданин Ловеча от 29 апреля 1979 г. «За полета с космическия кораб «Съюз 33»».



02.07.1940 -
Герой Советского Союза


Иванов (урожденный - Какалов) Георгий Иванов – космонавт-исследователь космического корабля (КК) «Союз-33», подполковник-инженер; первый космонавт Народной Республики Болгария.

Родился 2 июля 1940 года в городе Ловчев в Болгарии. Болгарин. Был членом Болгарской социалистической партии. В 1954 году окончил техникум. В 1956 году учился на курсах ДОСО (аналог ДОСААФ), получил квалификацию парашютиста и планериста. В 1964 году окончил высшее народное военно-воздушное училище имени Георги Бенковского в Долни Метрополии.

С 1964 по 1967 год служил инструктором в Военно-воздушной академии имени Георги Бенковского. С 1968 года служил командиром эскадрильи ПВО. С 1975 по 1978 год служил командиром 1-й истребительно-авиационной эскадрильи в 18-м истребительно-авиационном полку. К 1978 году его налет составлял 1900 часов.

В 1977 году отобран в качестве одного из двух кандидатов на советско-болгарский космический полет по программе «Интеркосмос». В марте 1978 года прибыл в ЦПК имени Гагарина для прохождения ОКП. Получил назначение в основной экипаж КК «Союз-33». Перед полетом, по настоянию советской стороны, он поменял фамилию с «Какалов» на «Иванов».

С 10 по 12 апреля 1979 года совершил полет в качестве космонавта-исследователя на космическом корабле «Союз-33», вместе с Николаем Рукавишниковым . Продолжительность полета составила 1 сутки 23 часа 1 минута. Программа полета предусматривала стыковку 11 апреля со станцией «Салют-6», где работал экипаж основной экспедиции (Ляхов Владимир Афанасьевич , Рюмин Валерий Викторович). Однако во время стыковки скорость сближения между кораблем и станцией оказалась выше расчетной, и система управления движением включила сближающе-корректирующую двигательную установку, которая сработала нештатно. Выяснилось, что прогорела боковая стенка камеры сгорания двигателя основной двигательной установки. Стыковка была отменена. После еще целого ряда аварийных ситуаций, экипажу удалось совершить посадку на 31 витке, совершив спуск по баллистической траектории.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1979 года за успешное осуществление космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм гражданину Народной Республики Болгария Иванову Георги Иванову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 10749).

После возвращения в Болгарию отважный покоритель космоса продолжил воинскую службу. Освоил истребитель Миг-21, служил инспектором в ВВС Болгарии. В 1984 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1986 году принимал участие в новом наборе болгарских космонавтов, но не попал даже в число полуфиналистов. Избирался депутатом Великого народного собрания Республики Болгария. В 1995 году владел маленькой частной авиакомпанией. В настоящее время является менеджером частной транспортной авиакомпании "Air Sofia".

Первый болгарский космонавт Георги Иванов живёт в столице Болгарии - городе Софии.

Награждён орденом Ленина, российской медалью "За заслуги в освоении космоса" (12.04.2011), орденом Георги Димитрова. Герой Народной Республики Болгария (1979 год). Доктор наук.