Новые правила ввоза подержанных иномарок. Ввозить нельзя запретить: что происходит с ввозом подержанных иномарок. Можно ли самостоятельно оборудовать автомобиль системой эра-глонасс, чтобы получить птс

Новые правила ввоза подержанных иномарок. Ввозить нельзя запретить: что происходит с ввозом подержанных иномарок. Можно ли самостоятельно оборудовать автомобиль системой эра-глонасс, чтобы получить птс
Новые правила ввоза подержанных иномарок. Ввозить нельзя запретить: что происходит с ввозом подержанных иномарок. Можно ли самостоятельно оборудовать автомобиль системой эра-глонасс, чтобы получить птс

С 1 января 2017 года ввоз автомобилей без системы «ЭРА-ГЛОНАСС» через таможню в РФ запрещен.

Из-за белых пятен в законодательстве перегонщикам иномарок стало очень тяжело вести свой бизнес: таможня отказалась пропускать автомобили без «ЭРА-ГЛОНАСС», и в начале года на Дальнем Востоке скопились тысячи автомобилей, завезенных с территории Японии, за которые пошлина уже была оплачена.

Но таможенники не смогли выдать на эти автомобили паспорт транспортного средства из-за отсутствия необходимого оснащения. МРЭО не может постановить на учет иномарку, так как в свидетельстве о безопасности конструкции ТС не прописывается этот модуль.

Но после выпуска «Временного порядка действий» ситуацию удалось урегулировать. Узнаем, как осуществляется ввоз автомобиля без «ЭРА-ГЛОНАСС», как установить необходимую аппаратуру.

Инфраструктура для функционирования разделяется на 3 основные части:

  • устройство вызова экстренных служб, которые устанавливаются в машину и осуществляют сбор и передачу данных;
  • инфраструктура мобильной связи (единый виртуальный оператор MVNO), который базируется на всех реальных операторах мобильной связи (покрытие одного из действующих в РФ операторов значительно увеличит зону действия системы);
  • инфраструктура приема и обработки вызовов (большой колл-центр для обработки звонков).

Основные функции:

  • определяет и передает координаты и время происшествия;
  • предоставляет данные о степени тяжести аварии;
  • осуществляют двухстороннюю связь с водителем.

Дополнительные функции:

  • осуществляет мониторинг движения автотранспортного средства;
  • выполняет охранные функции;
  • навигация.

Используется по всей территории страны, должна стать основной всех навигационных систем на автотранспорте. Основные составляющие:

  • навигационно-телекоммуникационный терминал;
  • инфраструктура операторов мобильной связи и экстренных служб.

Автомобиль с модулем «ЭРА-ГЛОНАСС» отсылает сообщение о бедствии, если будет принимать сигналы спутников и базовых станций сотовой связи.

Встроенная сим-карта функционирует в режиме «виртуального оператора», используя любую доступную сеть. Все экстренные вызовы обслуживаются бесплатно.

Как только срабатывает подушка безопасности или акселерометр, бортовое устройство подаст сигнал SOS, включающий:

  • точные координаты инцидента;
  • количество пристегнутых пассажиров;
  • данные об аварии;
  • сведения об автомобиле: VIN-номер, цвет, топливо.

В ручном режиме тревожный сигнал включится после нажатия кнопки. В автоматическом - как только сработает датчик подушек безопасности или собственный встроенный акселерометр.

Автоматическая система распознает фронтальный, боковые удары, наезды сзади, опрокидывание, но это возможно при включенном зажигании или в течение минуты после его выключения.

Соединение с мобильной сетью и передача данных происходят за 10 секунд: время уходит на «дозвон», включение тонового модема, отправку сообщения об аварии.

Если качество связи низкое, система сделает 10 попыток дозвона, после отправит минимальный набор данных через SMS. При отсутствии связи данные записываются в память, отправляются позже.

Моментальное оповещение о ДТП должно ускорить прибытие помощи и спасти множество жизней . Это весьма актуально для России, так как на дорогах в результате ДТП погибает 3% пострадавших.

Более половины из них погибает, не дождавшись медицинской помощи. Также система позволит зафиксировать, насколько быстрой была реакция экстренных служб.

Требования к системе прописываются в ГОСТ Р 54620–2011 . Комплекс распознает удары нескольких типов: фронтальный, боковой, удар сзади, опрокидывание.

Автоматическая идентификация аварии и отправка данных обязательны для пассажирских ТС, которые вмещают до 9 человек. Для остальных будет достаточно ручного режима.

Для кнопки «SOS» должен быть предусмотрен механизм, защищающий от случайного нажатия . В некоторых моделях кнопка прячется за откидной панелью. Но в других находится по соседству с выключателями салонного света.

Ложные вызовы отсекаются операторами, которые отправляют вызов спасателям, если чрезвычайная ситуация подтверждена.

За первый год работы истинными были признаны 550 вызовов, 144 из них были автоматическими, т.е. сработали, когда водитель и пассажир находились в бессознательном состоянии.

Также кнопка «SOS» очень часто используется не для себя . Ее нажимают очевидцы ДТП, как только видят перевернутую машину, драку, горящий дом, вызывают машину «Скорой помощи» кому-либо из пострадавших, МЧС - для ликвидации последствий, которые мешают движению (на дорогу упало дерево), ГИБДД, если заметили пьяного за рулем.

«ЭРА-ГЛОНАСС» - первая в мире бесплатная система экстренного вызова . Экстренный вызов бесплатный, но планируется оказывать дополнительные платные услуги.

Это может быть и вызов эвакуатора, аварийного комиссара, техпомощи. Модем можно использовать для дистанционного запуска, интернет-радио, онлайн-диагностики транспортного средства.

Установка осуществляется на:

  • новые авто, которые импортируют в РФ: на конвейерах автопроизводителей вне РФ;
  • новые машины, которые производят в РФ: на конвейерах российских автопроизводителей;
  • для транспортных средств б/у, которые ввезли в РФ после 1 января 2017 года, и с момента их выпуска прошло менее 30 лет;
  • для автомобилей б/у, которые были проданы в РФ ранее 1 января 2017 года, на добровольной основе.

Без установки системы подразделения ФТС не осуществляют выдачу паспорта ТС на автомобиль, а без ПТС поставить машину на учет не представляется возможным.

Таможня

Если Вы пожелаете приобрести транспортное средство за пределами РФ, то столкнетесь с таможней и процедурой проверки ввозимого автомобиля. «Растаможка» - не самая беспроблемная процедура, но теперь появились некоторые оговорки в выдаче паспорта ТС.

Ввозить машину без «ЭРА-ГЛОНАСС» таможня не запрещает, но с выдачей паспорта ТС могут возникнуть проблемы.

Таможня выдает ПТС уже более 10 лет, система выдачи отлажена и работала без сбоев, пока 1 января 2017 года не вступил в силу закон об установке «ЭРА-ГЛОНАСС» на легковые автомобили, закрепляющий обязательный монтаж системы оповещения на все автотранспортные средства, которые выпускают в обращение в зоне Таможенного союза. Это был своего рода запрет на ввоз автомобилей без «ЭРА-ГЛОНАСС».

Кнопка системы должна быть установлена на новых и поддержанных машинах . Нововведение не сменило порядок ввоза и декларирования автотранспорта, не привело к запрету ввоза иномарок, но прекратило выдачу паспорта ТС на растамаживаемые автомобили, так как соответствия техническому регламенту нет.

Блокада ввезенных авто длилась до апреля 2017 года. Тогда начали выдавать ПТС. Был подготовлен и опробован «Временный порядок действий при выпуске в обращение единичных транспортных средств ввозимых на территорию РФ».

Изменения:

СБКТС - необходимый документ, который предоставляет в таможенные органы для получения паспорта ТС на бывшие в употреблении машины. Порядок оценки соответствия:

  • оформляется заявление;
  • предоставляются документы на ТС, паспорт;
  • эксперт аккредитованный испытательной лаборатории проверяет документы;
  • экспертная лаборатория идентифицирует автотранспортное средство;
  • проводится техническая экспертиза конструкции на соответствие требованиям технического регламента;
  • оформляется протокол экспертизы конструкции, который включает проведение испытаний;
  • оформляется свидетельство.

На создание «ЭРЫ» с 2010 года потрачено уже около 4,5 миллиардов рублей бюджета. Для поддержания функционирования требуется около миллиарда в год.

Узнаем, как установить «ЭРА-ГЛОНАСС». Процедура подразумевает следующий порядок:

Установить систему «ЭРА-ГЛОНАСС» можно и на поддержанный автомобиль . У таких устройств упрощенный функционал. Предусматривается только ручной вызов экстренных служб. Т.е. кнопку «SOS» нажимает тот, кто присутствует в машине.

Но новые автомобили, которые только что сошли с конвейера, посылают сигнал в автоматическом режиме. Но для поддержанных автомобилей нет такого требования, иначе пришлось бы проводить ряд дорогостоящих краш-тестов, которые включают реакцию на удар, опрокидывание.

Установить систему можно в добровольном порядке. Достаточно обратиться к официальному установщику, который проведет монтаж всей необходимой аппаратуры.

Функционирование системы «ЭРА-ГЛОНАСС» регулируется законом «О государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» от декабря 2013 года, технические требования прописаны в ГОСТе Р 54620-211.

Стоимость

Цена «ЭРЫ-ГЛОНАСС» с установкой составляет около 23 тысяч рублей для одного автотранспортного средства .

Основные расценки:

  • идентификация в системе - 950 рублей;
  • установка устройства для вызова экстренных служб - 18950 рублей.

С учетом ставки НДС окончательная стоимость составит 23482 рубля. Данные по стоимости могут меняться.

Как узнать, стоит ли в машине система ГЛОНАСС и другие маячки? Основную часть времени аппараты находятся в спящем режиме. Тогда их не обнаружить сканерами.

«Просыпается» в строго заданное автовладельцем время, передает данные, получает команды, выполняет их и снова «засыпает».

Кнопка SOS от системы «ЭРА-ГЛОНАСС» может быть спрятана в разных местах в салоне . Также систему можно определить с помощью физического досмотра машины: салона, подкапотного отсека.

Наличие системы определяется довольно легко, в отличие от определения прослушек. Существуют разные фирмы, которые помогают найти «жучков»: сканируют автомобиль профессиональным линейным локатором, индикатором поля, также осуществляют физический осмотр. На процедуру уходит 3-24 часа.

Основная цель «ЭРА-ГЛОНАСС» - значительно сократить время доставки информации о ДТП до экстренных служб, что должно позволить снизить смертноть и травматизм водителей и пассажиров ТС, которые попали в аварию.

Приобретенный автомобль доставляют на таможню, обращаются в сертифицированный центр агента «ЭРА-ГЛОНАСС», приобретают систему, затем ее устанавливают в аккредитованной на этот вид деятельности лаборатории. Оформляются необходимые документы, и автовладелец получает ПТС.

Несмотря на недоверие к системе, с каждым месяцем ее приобретает все больше водителей.

О том, что Федеральная Таможенная Служба не имеет четких инструкций по оформлению ПТС на автомобили, ввозимые с 1 января 2017 года. Фактически это подразумевает невозможность ввоза автомобиля из-за рубежа, поскольку без ПТС автомобиль превращается в недвижимость, стоящую на таможенном складе временного хранения или частной стоянке. Разумеется, мы не оставили этот вопрос без внимания и продолжаем выяснять, как же легализовать ввозимый автомобиль. Но пока первые полтора месяца наступившего года приносят весьма неоднозначные вести…

Д ля тех, кто только что услышал о существовании каких-то нововведений и сложностей, поясним: с 1 января 2017 года получить ПТС на ввозимый из-за рубежа автомобиль стало невозможно без получения СБКТС (свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства), в котором указано, что автомобиль оборудован УВЭОС (устройством вызова экстренных аварийных служб). Нюанс в том, что ни один автомобиль за рубежом требуемым устройством, завязанным на систему ЭРА-ГЛОНАСС, не оснащается – а, следовательно, и ПТС без дооборудования получить невозможно.

И что теперь делать?

Кто мне расскажет, кто покажет

Определившись с одним из главных вопросов – необходимостью установить сертифицированное и функциональное УВЭОС, работающее с ЭРА-ГЛОНАСС – мы приступили к его решению. Разумеется, первой инстанцией, которая должна была помочь с решением этого вопроса, было непосредственно АО «ГЛОНАСС». В ответ на наш запрос с просьбой разъяснить порядок установки и сертификации устройства, нас уведомили о следующем.

Пресс-служба АО «ГЛОНАСС»

Акционерное общество «ГЛОНАСС» не является поставщиком, производителем или установщиком оборудования «ЭРА-ГЛОНАСС».

Перечень организаций-изготовителей устройств вызова экстренных оперативных служб, на которые получены сертификаты соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), размещен на сайте Федеральной службы аккредитации в разделе «Реестры/Сертификаты соответствия/Национальная часть Единого реестра выданных сертификатов соответствия, оформленных по единой форме/Изготовитель» (может быть определен по ключевому слову «экстренных» в поле «Продукция).

АО «ГЛОНАСС» готово зарегистрировать в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» любого инициативного собственника, кто установит терминал, соответствующий требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), заполнит и направит нам соответствующую форму . Регистрация в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» согласно Федеральному закону бесплатна.

Отлично, подумали мы – вопрос с регистрацией уже решен. Осталось лишь выяснить, где, как и за какую сумму можно установить в автомобиль необходимое оборудование.

Надо сказать, указанный выше АО «ГЛОНАСС» список организаций-изготовителей устройств вызова оперативных служб оказался не только внушительным, но и основательно брендированным.

Львиная доля организаций имеет четко отраженное в названии отношение к бренду, автомобили которого оснащает УВЭОС: «устройства вызова экстренных оперативных служб модели 001, в конфигурации штатного оборудования транспортных средств категории M1, M1G производства Jaguar Land Rover Limited», «устройства вызова экстренных оперативных служб модели 8450005642 в конфигурации штатного оборудования транспортных средств производства ПАО «АВТОВАЗ» и так далее. Тем не менее, есть и «независимые» поставщики оборудования – на наш запрос откликнулись в Fort Telecom.

Владимир Макаренко

директор по развитию Fort Telecom

«Терминал ЭРА-ГЛОНАСС представляет собой устройство, монтируемое в автомобиль. На легковых автомобилях факт и степень тяжести ДТП определяется автоматически по специальному алгоритму с помощью высокоточных акселерометра и гироскопа, кроме того, экстренный вызов может быть совершен вручную по нажатию кнопки. Данные о ДТП, такие как степень тяжести, количество пассажиров, VIN-код автомобиля, местоположение по спутникам ГЛОНАСС передаются в диспетчерский центр через INBAND модем средствами сети GSM. Комплект поставки для штатных систем определяется изготовителем ТС.

В случае установки системы на автомобиль, уже выпущенный в обращение, может использоваться сертифицированный комплект УВЭОС (устройства вызова экстренных оперативных служб), а собственник при этом должен подать заявление в АО ГЛОНАСС о подключении его автомобиля к базе ЭРА-ГЛОНАСС.

Порядок подключения к системе автомобилей, уже выпущенных в обращение, в данный момент уточняется и прорабатывается в АО ГЛОНАСС для упрощения этого процесса.

На новые модели автомобилей система ЭРА-ГЛОНАСС устанавливается на конвейерах автопроизводителей штатно. На сегодня автопроизводитель не имеет возможности получить ОТТС (одобрение типа транспортного средства), если в конструкцию автомобиля не заложено устройство ЭРА.

Если мы говорим о подержанных автомобилях, ввозимых на территорию РФ после 1 января 2017 года и не имеющих паспорта транспортного средства (ПТС), то они также попадают в категорию выпускаемых в обращение ТС. Такие автомобили должны получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) и ПТС. Но если до 1 января 2017 года отметки о наличии системы ЭРА-ГЛОНАСС в этих документах не требовалось, то теперь она является обязательным условием для прохождения таможенного контроля и эксплуатации автомобиля на территорию РФ. Процедура сертификации в данном случае остается неизменной и описана в техническом регламенте ТР ТС 018: автомобиль должен иметь сертификат на УВЭОС, а если это легковой автомобиль менее 2,5 тонн, то для ввоза такого типа ТС потребуется пройти краш-тесты по правилам ЕЭК ООН 94 и 95. К сожалению, процедуры для ввоза уникальных типов автомобилей, ввозимых единицами штук в год, по нашим данным пока не определены.

Для автомобилей, уже эксплуатируемых на дорогах РФ, в случае инициативы владельца установить систему ЭРА в своем автомобиле, будет разработан упрощенный порядок дооборудования. Формально, уже сегодня любой желающий может приобрести УВЭОС, установить его на свой автомобиль, после чего подать письменную заявку на регистрацию ТС в АО «ГЛОНАСС». Однако вопрос создания авторизированных технических центров, уполномоченных нашей компанией проводить данную процедуру, пока только обсуждается.

На сегодня Форт-Телеком имеет сеть партнеров и интеграторов из более чем 100 компаний по России и СНГ. Сейчас они активно проходят обучение. Эти компании, обладающие многолетним опытом установки систем ГЛОНАСС-мониторинга транспорта, и станут плацдармом для создания центров установки оборудования ЭРА-ГЛОНАСС

Цена оборудования может значительно отличаться в зависимости от набора дополнительных функций, которые есть в устройстве. Самое простое устройство, имеющее только функцию экстренного вызова, может стоить 100-120$, в то время как устройство с возможностью подключения дополнительных датчиков, интеграцией с CAN-шиной и другими функциями может стоить 300$ и выше.

Выдавать СБКТС имеют право лишь аккредитованные государством, независимые сертификационные центры после осуществления экспертизы транспортного средства.

Сейчас нам как производителю устройств приходится отвечать на сотни запросов от собственников ТС и компаний-установщиков оборудования, разъясняя существующий на сегодня порядок оснащения и ввоза автомобилей. Главное, чем мы можем помочь – сертификатами на УВЭОС на конкретные автомобили. На сегодня, более 30% сертификатов на автомобили выданы именно на установку с оборудованием Форт-Телеком».

Изучив этот подробный ответ, можно сформулировать четыре главных тезиса , определяющих порядок и существующие проблемы:

  1. По данным Fort Telecom, для получения ПТС необходимо не только установить во ввозимый автомобиль УВЭОС, но и пройти краш-тесты – разумеется, этот факт требует подтверждения от государственных регулирующих органов.
  2. Установить и зарегистрировать УВЭОС с возможностью дальнейшей эксплуатации автомобиля можно лишь для машин, уже выпущенных в обращение – то есть, имеющих ПТС и зарегистрированных в ГИБДД.
  3. На данный момент полноценная сеть организаций-установщиков УВЭОС находится лишь в стадии становления – иными словами, для установки необходимого оборудования, возможно, придется потрудиться и попутешествовать.
  4. Выдача СБКТС осуществляется не организациями-установщиками (что, в принципе, было понятно и ранее), а аккредитованными государством независимыми сертификационными центрами после осуществления экспертизы транспортного средства. Чуть позже мы узнаем, о чем именно идет речь.

Чур, не я

Разобравшись с порядком установки и сертификации УВЭОС, мы перешли непосредственно к вопросу легализации транспортного средства. Предположим, нам удалось ввезти автомобиль, растаможить его, установить УВЭОС и зарегистрировать устройство в АО «ГЛОНАСС». Что делать дальше, и можно ли получить ПТС, не разбивая еще пару машин? С этим вопросом мы обратились в госорганы.

Новости / Авто и общество

Импортируемые в РФ машины без ЭРА-ГЛОНАСС с 2017 года не смогут получить ПТС

«Выдача паспортов транспортных средств на ввозимые физическими и юридическими лицами единичные транспортные средства, не оснащённые устройствами вызова экстренных оперативных служб, осуществляется таможенными органами...

1369 0 0 23.12.2016

Поскольку новый порядок оформления паспортов транспортных средств был введен «Приказом МВД России N 1072, Минпромторга России N 3557, ФТС России N 2293 от 11.11.2015 об изменении Приказа МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России», было бы логично обратиться именно в эти инстанции. Отбросив МВД как орган, регламентирующий обращение автомобилей, уже имеющих ПТС, мы направили запросы в Министерство экономического развития и Федеральную таможенную службу.

Минэкономразвития оказалось непричастным к теме: нам молниеносно и однозначно сообщили: «Вопрос в Минтранс». Что ж, невелика проблема – обратимся к ним.

Пресс-служба Минтранса России столь же незамедлительно отреагировала на запрос, кратко отрапортовав: «По данным вопросам необходимо обращаться в таможенные органы, а также в ГИБДД». Что ж, это почти логично, решили мы, и окончательно переключили внимание на общение с ФТС.

Федеральная таможенная служба оказалась крепким орешком. После примерно недельного общения по электронной почте и телефону мы, наконец, получили отклик – но не получили ответов на вопросы. Письмо, направленное в ответ на наш запрос, содержало, среди прочего, следующую информацию.

Пресс-служба Федеральной таможенной службы

Выдача ПТС не является таможенной операцией и соответственно не регламентируется таможенным законодательством. Это дополнительная функция, возложенная на таможенные органы Правительством Российской Федерации. ПТС выдаются таможенными органами в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств, утвержденным совместным Приказом МВД, Минпромэнерго и Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. № 496/192/134. Согласно данному положению, предоставление документов, подтверждающих соответствие автомобиля Техническому регламенту, является обязательным, как для юридических, так и для физических лиц. Отсутствие таких документов влечет отказ в выдаче ПТС.

На брифинге 9 февраля 2017 года во Владивостоке также был затронут не менее важный для общественности вопрос относительно возможности и порядка дооборудования автомобилей устройством вызова экстренных оперативных служб и их дальнейшей сертификации с целью получения ПТС. К сожалению, данный вопрос находится вне компетенции таможенных органов, и должен быть адресован Министерству промышленности и торговли Российской Федерации. На сегодняшний день порядок выдачи ПТС после дооборудования отсутствует.

Основной акцент в ответе ФТС был сделан на выдачу ПТС для автомобилей, ввезенных до 1 января 2017 года – такие машины, успевшие получить СБКТС в прошлом году, могут получить ПТС «по старым правилам», без установки УВЭОС и прочих сложностей. Но этих авто, очевидно, не касаются животрепещущие вопросы, а потому значительная часть ответа ФТС не имела для нас особой ценности. Однако мы получили имя очередной инстанции, в которую нам следовало обратиться для получения желанной информации.

Министерство промышленности и торговли получило наш запрос 10 февраля. После ожидания и дополнительного звонка 13 февраля мы получили устное сообщение о том, что обращение принято в работу, но ответа на него… пока нет. Похоже, мы наконец-то нашли конечную инстанцию, призванную дать окончательные ответы на интересующие всех вопросы. Но вот самих ответов, возможно, пока нет не только у нас, но и у тех, кто должен их дать.

Тем временем в реальной жизни

Однако жизнь и работа продолжаются не только в министерствах, но и у граждан – в том числе тех, кто планировал и планирует ввезти в страну автомобиль. На форуме российского таможенного портала ТКС недавно появилось сообщение от непосредственного участника событий. С полным текстом сообщения , мы же рассмотрим лишь основные факты.

Человек приобрел в США пикап 2016 года выпуска. Ввезя его в Россию в феврале 2017 года, проведя таможенную очистку и уплатив таможенный сбор он, разумеется, озаботился вопросом получения ПТС. Путь его обращений был краток: он связался с АО «ЭРА-ГЛОНАСС» и сертифицированными установщиками, установил УВЭОС и зарегистрировал его в установленном порядке.

Однако поскольку его модель автомобиля не продается в России и не проходила испытания в аккредитованной лаборатории, ему необходимо самому пройти эту сертификацию. После вопроса о том, где ее можно пройти, его направили в Центр испытаний «НАМИ» в городе Дмитров – и в Центре испытаний ему объявили стоимость протокола испытаний для получения СБКТС в 800 тысяч рублей! Столь баснословную цену объяснили необходимостью проведения дорогостоящих стендовых испытаний, в том числе включающих переворот автомобиля. При этом в Центре испытаний уточнили, что являются единственной в России аккредитованной организацией, уполномоченной проводить испытания такого рода.

Сообщение стало поводом не только для бурных обсуждений, но и для ответа представителя НАМИ, который, в свою очередь, опроверг сам факт возможности проведения стендовых испытаний для ввозимых подержанных автомобилей в единичных экземплярах и уточнил, что слова о стоимости и проведении процедуры были вырваны из контекста:

Денис Загарин

участник форума TKS

Возглавляемое мною предприятие никогда не занималось так называемым переоборудованием или впоследствии СБКТС. Сейчас именно этот документ необходим для получения ПТС в части единичных автомобилей. Наша работа – проверка новых автомобилей, впервые входящих на рынок Таможенного союза. Вы абсолютно правы. Это сертификация, но никак не СБКТС.

Соответственно, так как такая процедура для новых типов автомобилей проводится фактически один раз, то она включает в себя все аспекты, включая разрушающие испытания. С соответствующей стоимостью и объемом работ. Например, фронтальный удар по Правилам ООН N94 – это три дня подготовки, деформируемые барьеры по 1000 евро, манекены Hybrid III, по 150 000 евро и пять дней расшифровки данных. Я не хотел бы комментировать включение подобных требований к единичным автомобилям. СБКТС выдавался и выдается на основании документации, технической экспертизы и, при необходимости, проведения испытаний. Соответственно, это вопрос к тем лабораториям, которые работают на рынке СБКТС. Если их эксперты готовы подписаться — это их ответственность.

Что касается новости, которая взбудоражила сегодня всех – мои сотрудники честно предупреждали, что мы не занимаемся «единичками». Мы знаем, как оценить автомобиль, впервые проходящий процедуру. Более того — сертификации не подлежит продукция, бывшая в употреблении. Тем не менее ценой таких испытаний интересовались очень сильно, и она была названа. Хотя еще раз было оговорено, что это не выход. Тем не менее, слова оказались выдернутыми из контекста.

Проблема создана не НАМИ, но я уверен, что она разрешится в любом случае. Пусть и с таким огромным количеством затраченных средств и нервов.

Стоит заметить, что вышеприведенная цитата не является официальным ответом – однако если ее автор действительно имеет отношение к руководству НАМИ, его пояснение не слишком-то пролило свет на процедуру легализации ввозимого в частном порядке легкового автомобиля.

Что же будет дальше?

Несмотря на то, что к настоящему моменту у всех накопилось больше вопросов, чем ответов, нет никаких сомнений в том, что окончательная процедура оформления ПТС на ввозимые подержанные автомобили будет выработана и озвучена уже в ближайшие месяцы. Сейчас же «низы не могут, пока верхи не захотят»: организации опасаются выдавать СБКТС, не получив четких указаний со стороны государственных органов, регламентирующих эту процедуру.

Мы всерьез рассчитываем, что свет на сегодняшние «тайны» прольет ответ Минпромторга – однако даже после этого предстоит уточнить порядок оформления СБКТС и итоговую стоимость «легализации» подержанного автомобиля для постановки его на учет. Мы продолжаем работать над этим – и надеемся, что уже в следующей публикации будем располагать четкими ответами на все поставленные вопросы.

P.S.

Буквально на следующий день после публикации материала у нас появилась информация о том, что таможня без установки на них УВЭОС, связанного с системой ГЛОНАСС. Это временная мера, вызванная большим числом автомобилей, «застрявших» на таможне в ожидании конкретных рекомендаций сверху — именно тех, которые запросили и мы. Чтобы не складировать машины и не провоцировать недовольство владельцев, попавших в «подвешенное» состояние, таможенники еще полгода будут выдавать ПТС «по старой схеме». Однако в эти «льготные» полгода и будет сформулирован новый порядок, регламентирующий получение ПТС после установки «тревожной кнопки».

Без системы ЭРА-ГЛОНАСС с начала 2017 года невозможно будет получить ПТС на автомобиль, коснется это не только новых, но и подержанных машин.

Фактически это полностью закрывает импорт подержанных иномарок в Россию, как для юридических, так и для частных лиц. Абсолютно все ввозимые автомобили, независимо от того, ввозятся ли они дилером или частным лицом для личного пользования должны быть оборудованы "ЭРОЙ".
Показать полностью…

"С 1 января 2017 года в ПТС в раздел "Особые отметки" в обязательном порядке вносятся сведения об устройстве вызова экстренных оперативных служб для вновь выпускаемых в обращение транспортных средств. Это требование распространяется и на подержанные транспортные средства, оснащение устройством вызова экстренных оперативных служб, информация о котором содержится в СБКТС", - цитирует Life сообщение Федеральной таможенной службы.

СБКТС - это свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, необходимое для растаможки. Со старыми свидетельствами получить ПТС будет пока возможно, с новыми - уже нет. Ограничение коснется не только России, но и других стран таможенного союза - Казахстана и Белоруссии.

Депутат Госдумы и автомобильный правозащитник Вячеслав Лысаков против запрета на ввоз иномарок без ГЛОНАСС. Он считает неубедительными доводы о том, что запрет направлен на поддержку отечественного автопрома. Ведь назвать "отечественными" производимые в России автомобили сложно из-за крайне низкой доли локализации.

"Для автомобилистов это станет малоприятным сюрпризом, судя по всему минпромторг пошел на это специально, чтобы перекрыть дорогу секонд-хенду. Первая попытка была несколько лет назад, когда ввели запретительные фактически, большие пошлины, что ввозить стало экономически невыгодно даже физическим лицам, не говоря уже о юридических. Это была первая попытка заставить российских покупателей покупать российские машины. При том, что российскими эти машины можно назвать с большой натяжкой. Это иностранные концерны, которые развернули производство автомобилей здесь.

В чем претензия у меня, как у политика, к такому решению: развивать автомобильную промышленность, в принципе, прекрасно, но в нашу российскую уже вложено огромное количество денег, причем, никто не несет персональной ответственности за то, что обещания не были выполнены ни по качеству, ни по ассортименту автомобилей. Преференции очень большие, льготы западным владельцам российских автозаводов давались при условии, что локализация будет достаточно высокая у автомобилей, которые выпускаются на территории РФ. Для сравнения, насколько я знаю, когда китайцы разворачивают иностранное производство на своей территории, через два года они достигают 80% локализации, они перенимают технологии, а не просто колеса прикручивают и стекла в лучшем случае свои выпускают, а практически полностью производят автомобиль у себя. Задействована химическая промышленность, электронная, металлургия.

У нас в основном это крупноузловая сборка, локализация в лучшем случае 30%, в единичных случаях 40%. При этом все преференции, льготы, дивиденды – все идет за пределы РФ. Мы широко открыли двери для инвесторов, а игра идет в одни ворота. На фоне этого, перекрытие дороги секонд-хенду, конечно, отразится не лучшим образом на возможности для граждан купить тот автомобиль, который нравится. Это их деньги, заработанные, с них заплатили налоги, почему они не могут купить автомобиль не новый, а секонд-хенд, тем более, что есть много машин, которые на территории РФ не производятся и производиться никогда не будут. Это минивэны семейные, микроавтобусы полноприводные."

Что касается цен на автомобили с пробегом, то они вряд ли существенно изменятся после ввода запрета на ввоз иномарок без ГЛОНАСС. Однако "пострадавшие" от нововведения безусловно будут, уверен автоэксперт Дмитрий Баринов.

"Уверен, что запрет не окажет существенного влияния на цены на вторичном рынке. Ведь сейчас продажи стагнируют. Но пострадавшие в автобизнесе, разумеется, будут. Например, небольшие серые дилеры, которые ввозят уникальные машины, которые официально не продаются в России. Те же большие пикапы - Toyota Tundra или Dodge Ram", - отметил эксперт.

Топ самых популярных иномарок с пробегом в России

По итогам 9 месяцев 2016 года бестселлером среди подержанных автомобилей иностранных брендов оказался Ford Focus.

По данным агентства "Автостат", с января по сентябрь на эту модель пришлось 95 тыс. сделок, что на 13% больше, чем за тот же период прошлого года.

В топ-3 авто с пробегом также вошли две модели Toyota - Corolla, которая была продана в количестве 77,5 тыс. экземпляров, и Camry, которую выбрали 52,3 тыс. человек. В годовом сравнении спрос на первую вырос на 11%, а на вторую – на 31%.

За отчетный период также было реализовано Daewoo Nexia (49,7 тыс. шт.) и Renault Logan (49,4 тыс. шт.). Обе модели оказались в плюсе – продажи Nexia выросли на 2%, а Logan – на 8%. В десятку попали Chevrolet Niva (48,5 тыс. шт.; +16%), Hyundai Solaris (44,6 тыс. шт.; +60%), Opel Astra (44,5 тыс. шт.; +18%), Volkswagen Passat (42,7 тыс. шт.; +8%) и Mitsubishi Lancer (41,5 тыс. шт.; +10%).

Как отмечают аналитики, всего за девять месяцев рынок подержанных иномарок вырос на 13,4% до 2,65 млн единиц.

Обновление информации от 27.02.2017.-

Как-то все это незаметно на общем фоне более «интересных» и «важных» новостей подающихся прессой в России и во всем мире, о них нам каждый день и ежечасно вещают многие СМИ. Для многих автомобилистов и предпринимателей приближается "час Х". Так, согласно нового Технического регламента О безопасности колесных транспортных средств в РФ и приказов МВД России за № 1072, Минпромторга России за № 3557, ФТС России за № 2293 от 11.11.2015 , с 1 января 2017 года в России начнут действовать нормы обязывающие, всех автопроизводителей устанавливать на автомобили систему ЭРА-ГЛОНАСС (устройство вызова экстренных оперативных служб). В итоге получается, что начиная с нового года все автомобили выпускаемые в нашей стране, а вместе с тем и ввозимые на территорию России, должны быть обязательно оснащены подобными устройствами.

Таким образом, начиная с нового 2017 года, если автомобиль не будет оснащен устройством ЭРА-ГЛОНАСС, то Таможенные органы или органы ГИБДД не будут выдавать на автотранспортные средства паспорта транспортного средства (ПТС). Соответственно это будет означать, что при отсутствии ПТС собственники или импортеры не смогут поставить автомобили на регистрационный учет в ГИБДД, а значит не смогут получить номерные знаки на автомобиль.


Это обязательное требование содержится и в приказе Министерства внутренних дел РФ (приказ №496 от 23.07.2005 года, с изменениями от 11.11.2015 года), который утверждает положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (ПТС), которые выдаются на территории Российской Федерации. Также об этом указано в совместных приказах МВД РФ с Минпромторгом РФ и с ФТС РФ от 11 ноября 2015 года, № 1072/3557/2293).

Вот текст пункта 19.1 Положений о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (ПТС), которым необходимо руководствоваться после введения закона в действие на территории России с 1.01.2017 года:

  • 19.1. В случае выдачи паспорта транспортного средства или дубликата паспорта на транспортное средство или шасси, оснащенное устройством вызова экстренных оперативных служб, в раздел "Особые отметки" вносятся сведения об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб.

Самое здесь неправильное и плохое то, что согласно требованиям Нового законодательства с 1 января 2017 года, внесение сведений об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб в разделе "Особые отметки", это требование является обязательным для всех вновь выпускаемых в обращение транспортных средств в соответствии с теми требованиями Технического регламента, где речь идет о безопасности колесных транспортных средств.

Обязательное требование об идентификационном номере устройства ЭРА-ГЛОНАСС, которое должно вноситься в особые отметки ПТС Таможенными органами РФ или органами ГИБДД, ставит фактически все автомобили произведенные на территории страны а также ввезенные на территорию РФ, но в настоящее время не имеющих данного устройства вызова экстренных служб (ЭРА-ГЛОНАСС), как бы вне закона, так как на такие транспортные средства с нового 2017 года их собственники не смогут получить ПТС.


На первый взгляд это нововведение затрагивает только новые автотранспортные средства, производимые в России или ввозимые из-за границы через таможенные органы РФ. Но на самом деле такое требование установки на автомобиль системы ЭРА-ГЛОНАСС касается не только новых автомобилей, но и всех подержанных машин, которые после 1 января 2017 года будут ввозиться в РФ и проходить процедуру таможенного оформления.

Можно ли самостоятельно оборудовать автомобиль системой ЭРА-ГЛОНАСС, чтобы получить ПТС?


Теоретически это может сделать любой владелец собственник автомобиля. Но на практике, т.е. на деле, это будет экономически не выгодно. Рассудите сами. Средняя стоимость устройств вызова экстренных оперативных служб доступных в продаже для частных лиц составляет около 20 тыс. рублей. Но установить сам блок будет недостаточно, что б ввезти свою машину в Россию и получить ПТС.

Напомним своим читателям. Несколько лет назад, для растоможивания транспортного средства и для получения ПТС необходимо было получить свидетельство о безопасности конструкции данного транспортного средства (СБКТС).

Такое свидетельство является подтверждением, что ввозимый на территорию РФ автомобиль исправен, у него нет никаких нарушений и он допускается для эксплуатации в дорожном движении как на территории РФ, так и Таможенного Союза.

К нашему глубокому сожалению, начиная с Нового 2017 года получить подобное свидетельство о безопасности конструкции транспортных средств (СБКТС) на автомобиль, на котором не стоит устройство вызова экстренных служб (ЭРА ГЛОНАСС), будет просто невозможно. Соответственно от сюда и делаем вывод, что без получения свидетельства о безопасности ТС выдача ПТС не предусматривается.

Как же тогда получить свидетельство СБКТС, если самостоятельно оборудовать автомобиль устройством ЭРА-ГЛОНАСС?

Для того, чтобы получить СБКТС на транспортное средство, владелец которого самостоятельно установил на него ЭРА-ГЛОНАСС необходимо, как минимум, провести два краш-теста в специализированной организации. Примечательно здесь то, что в этих краш-тестах данные специалисты должны разбить в дребезги как минимум два автомобиля, и все это для того, чтобы конкретно выяснить работоспособность, установленного вами блока устройства вызова экстренных оперативных служб при ДТП.

После подобных испытаний (заметим, успешных испытаний) вам выдадут сертификат, на основании которого в ПТС и поставят отметку об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб. Но это все в теории. На самой же практике на подобное испытание вам понадобятся как минимум 30 млн. рублей. Таким образом можно сделать вывод, что подобные суммы могут позволить себе тратить только крупные импортеры иномарок в Россию.

Какие сведения о системе ЭРА-ГЛОНАС вносятся в ПТС в раздел "Особые отметки"?


В соответствии с законодательством, с 1 января 2017 года при выдаче ПТС на автомобили запускаемые в оборот на территории РФ, в графе особые отметки проставляется номер устройства вызова экстренных служб (ЭРА-ГЛОНАСС).

В заключение уважаемые читатели хотелось бы отметить следующее. После введения обязательного требования наличия во всех вновь ввозимых или произведенных автомобилях с системой ЭРА-ГЛОНАСС, в страну в значительной мере сократится и так уже упавший за последние годы импорт ввозимых из-за границы иномарок. Вполне возможно, что из-за не продуманной до конца идеи наш авторынок снова потеряет многие модели автомобилей.

Мы не хотим скрывать, что несколько известных зарубежных автомобильных брендов уже заявили о том, что с 2017 года они выводят с рынка некоторые модели автомобилей, так как со своей стороны считают нецелесообразным и экономически невыгодным устанавливать на свои марки машин данную систему ЭРА-ГЛОНАСС.

Естественно их понять можно, ведь затраты на одну только сертификацию устанавливаемых на автомобили таких устройств вызова экстренных оперативных служб, могут быть не сопоставимы с их небольшой прибылью получаемой при продаже редких или не пользующихся большим спросом моделей машин в России.


Многие мировые автомобильные компании вообще отказались связываться с этой системой ЭРА-ГЛОНАСС, они фактически полностью прекратили импорт многих моделей машин продаваемых в России.

К большому сожалению ничего хорошего в этом нет и не будет, ведь за последние 3 года он стал очень суженным и не интересным для многих мировых автомобильных компаний. Да, мы все прекрасно понимаем, чем меньше будет конкуренции на авторынке, тем лучше станет тому же АвтоВазу.

Признаемся себе честно, что без конкуренции на автомобильном рынке ни одна компания в мире не добилась бы нужного для себя успеха. Поэтому считаем, что в интересах наших властей желательно бы сделать все наоборот, взять и поддержать всех автопроизводителей в нашей стране и отложить на сколько это возможно все те обязательные требования связанные с установкой на автомобили системы ЭРА-ГЛОНАСС, которые они недавно приняли. Ведь это напрямую повлияет на все ценообразование отпускных заводских цен на автомобили, которые не только ввозятся из-за рубежа, но и производятся на территории Российской Федерации.

Когда власти придумали историю с обязательным оснащением всех новых машин в России «тревожными кнопками» на базе , мало кому приходило в голову, что это приведет еще и к полному запрету ввоза подержанных машин в Россию. Эта проблема, по большому счету, мало кого интересует из обитателей европейской части России. Тут уже давно рынок подержанных машин, возимых из-за рубежа, сжался до малозаметных размеров. Большинство бэушных авто, продаваемых и покупаемых тут, либо были ввезены в страну новыми через официальных дилеров, либо в свое время выпущены на автозаводах, локализованных в России. Совсем иная ситуация на Дальнем Востоке. Основу тамошнего легкового автопарка традиционно составляет иномарочный секонд-хенд, ввезенный из азиатских стран — преимущественно пресловутые «праворульки» японских марок.

В связи с этим новые иномарки, особенно , собираемые в России, везти туда просто не выгодно. Слишком сильна конкуренция со стороны подержанных «праворулек». Тем более, что европейские иномарки до дальневосточного региона еще нужно довезти, а транспортные расходы дополнительно увеличивают цену — и значительно. Вот и получается, что на данный момент в автопарках Дальнего Востока и Сибири насчитывается почти 3 млн. японских праворульных машин. Причем, нужно учитывать, что это, по большей части, очень старые машины. Так, средний возраст транспортных средств в Камчатском крае составляет 20,9 лет, в Приморском крае — 20 лет, а на Сахалине — 19,2 года.

И вот с 1 января 2017 года, когда оснащение системой стало обязательным условием ввоза авто на российскую территорию, привычный «японский» канал восполнения поголовья этих относительно недорогих авто оказался перекрыт. Это означает, что в самом ближайшем будущем на территории восточнее Байкала, когда праворульные развалюхи начнут массово отправляться на свалку, наступит самый настоящий дефицит бюджетных машин. И что же предложат автопроизводители сибирякам и дальневосточникам взамен «праворулек»? На самом деле мало чего. Дилерская сеть даже у АВТОВАЗа и корейских марок там, мягко говоря, недоразвита на данный момент. Автосборочных производств — тоже с гулькин нос.

Существующие там на данный момент заводы Mazda и SsangYong ситуацию не спасут. Линия рассчитана на 25 000 машин в год. И «народных автомобилей» в ее продуктовой линейке на данный момент не просматривается. А SsangYong фактически вообще заморозил продажи и сборку своих машин в России. Да и его Aktyon, собиравшийся во «Владике», тоже в категорию бюджетных моделей явно не вписывается. Учитывая все это, можно предположить, что в ближайший год у торговцев подержанными легковушками европейской части России появится новый огромный рынок сбыта — регионы за Байкалом. Просто иного выхода у жителей восточных регионов страны не останется: либо привыкать к легендарному качеству продукции АВТОВАЗа по цене комфортабельной «праворульки» 5−7 лет от роду, либо брать дешевые подержанные иномарки из-за Урала…