Опасные ситуации в природных условиях. Экстремальные ситуации в природе и их причины Основные виды экстремальных ситуаций в природе

Опасные ситуации в природных условиях. Экстремальные ситуации в природе и их причины Основные виды экстремальных ситуаций в природе
Опасные ситуации в природных условиях. Экстремальные ситуации в природе и их причины Основные виды экстремальных ситуаций в природе

Экстремальная ситуация, как правило, наступает неожиданно. Поэтому действовать при её возникновении надо быстро, организованно, без паники. Промедлив, можно потерять шансы на спасение.

В результате анализа таких ситуаций специалисты-спасатели выработали основные правила поведения в них:

  • уметь предвидеть опасность;
  • уметь контролировать своё поведение;
  • быть самостоятельным;
  • уметь думать, анализировать, находить выход из создавшейся ситуации;
  • быстро принимать решения;
  • быть настойчивым и упрямым, когда это потребуется;
  • уметь подчиниться, если это нужно;
  • не отчаиваться, если нет больше сил бороться за жизнь;
  • искать другие пути, прежде чем сдаться;
  • ...и даже в этом случае не сдаваться.

Если произошла авария самолёта (или автомобиля) , надо немедленно покинуть его, вынести раненых и по возможности - снаряжение, отойти на безопасное расстояние. При аварии возможна утечка топлива. Достаточно маленькой искры - и произойдёт взрыв.

При стихийном бедствии (сход лавины, наводнение, лесной пожар и т. д.) надо предпринять все усилия для выхода в безопасную зону.

Оказавшись в безопасном месте, прежде всего необходимо успокоиться.

Нельзя добиться успеха, начав лихорадочно метаться, заражая своей нервозностью товарищей. Наступит всеобщая паника. А этого допускать нельзя.

Надо успокоиться и незамедлительно оценить обстановку (схема 1). Проверить, нет ли раненых. Если необходимо, оказать пострадавшим первую помощь.

Посмотреть, что из продуктов, снаряжения, средств медицинской помощи имеется. Всё, что найдено, надо сохранить, укрыть от дождя и ветра.

Потом надо решить, оставаться на месте или выходить к населённому пункту, на дорогу (схема 2). От этого решения будет зависеть план дальнейших действий.

Если в группе есть взрослые, то всеми действиями будут руководить они. Если их нет, придётся действовать самостоятельно. Условимся, что далее будем рассматривать ситуации, когда группа детей или один ребёнок находится в экстремальной ситуации без взрослых.

Выход к населённому пункту нужно предпринять, если никто из взрослых не знает вашего предполагаемого местонахождения, а у вас нет средств радиосвязи, сотового телефона , т. е. вы не уверены, что скоро придёт помощь к месту вашего нахождения. При этом нужно оценить свои силы, состояние ослабленных, больных и их количество.

Если же есть уверенность в том, что помощь скоро придёт, или нет возможности двигаться, то надо остаться на месте и готовиться к ночлегу.

Даже первую ночёвку нельзя проводить без укрытия. Если мало времени для оборудования настоящего лагеря, делать аварийный лагерь. Всё зависит от того, в какое время суток случилось происшествие и что имеется для постройки временного жилища.

При оборудовании аварийного лагеря должны быть соблюдены следующие условия:

  • возможность укрыться от осадков, ветра и солнца;
  • возможность сосредоточить в одном месте все необходимые вещи и продукты питания;
  • возможность установить охрану, назначив одного или двух дежурных.

Затем следует определить место для устройства временного жилища, места для приготовления пищи и хранения продуктов.

Обязательно надо распределить обязанности между членами группы. Для этого выяснить, кто из них знаком с охотой и рыбалкой, знает съедобные растения и способы их приготовления, умеет оказывать первую помощь, собирать и готовить дрова, поддерживать костёр, строить жилище, ремонтировать и изготавливать снаряжение, производить разведку местности и определять своё местоположение, подготовить средства сигнализации.

Надо сделать так, чтобы работал каждый член группы. Это, кроме прочего, поможет всем отвлечься от горестных мыслей.

И последнее: любая группа работает эффективно, если в ней есть руководитель, командир. Это должен быть наиболее опытный и уравновешенный человек. Если такой уже есть - хорошо. Если нет, договоритесь сообща, кому можно доверить руководство. После этого надо выполнять все его распоряжения.

Командир должен планировать действия группы, распределять обязанности между всеми её членами с учётом способностей и возможностей каждого и контролировать их выполнение.

Не менее важная обязанность командира - поддержание нормальных отношений между членами группы. Неожиданно возникшая экстремальная ситуация, нависшая опасность, голод и холод, жажда и многие другие возникшие обстоятельства вызывают большое нервное напряжение, раздражительность. Как следствие, между членами группы могут возникнуть конфликты, зачастую даже из-за мелочей.

    Запомните: в экстремальной ситуации нельзя конфликтовать, ведь в конфликте не бывает победителей и побеждённых - проигрывают и конфликтующие, и вся группа в целом.

Необходимо сдерживать себя, даже если что-то не нравится. Говорить ровным, спокойным голосом, не придираться к мелочам. Если назревает разногласие в серьёзном вопросе, то попросить командира обсудить этот вопрос на общем собрании, объективно.

В результате конфликта группа может разделиться на несколько частей, что недопустимо. Это только усугубит положение. При таком делении каждая часть группы будет выходить к населённому пункту по своему маршруту. Это значительно увеличит район поиска и добавит работы спасателям.

Итак, благополучное завершение автономного существования в природе в первую очередь зависит от участников похода.

Схема 1
Что нужно знать, попав в экстремальную ситуацию

Схема 2
Что нужно знать, попав в экстремальную ситуацию в природе

Надо усвоить простую истину: при автономном существовании всё придётся делать самим. Никто не поможет и ничего за членов группы не сделает. Нельзя опускать руки!

    Запомните: выдержка, самообладание, дисциплинированность, физическая подготовка, а главное, стремление и умение выжить - вот определяющие качества, которые помогут победить.

Вопросы и задания

  1. Расскажите о последовательности действий при возникновении экстремальной ситуации.
  2. В каких случаях надо выходить самостоятельно к населённым пунктам, дорогам, а в каких - ждать на месте?
  3. Какие способы успокоиться вы знаете?
  4. Как вы думаете, зачем надо стараться дать поручение каждому члену группы?
  5. Летом на даче вместе с родителями запланируйте прогулку в лес на целый день. Пригласите на прогулку друзей. Договоритесь, какие обязанности будет выполнять тот или иной член вашей группы. Выберите командира. Проведите соответствующую подготовку. После прогулки обсудите, как члены группы выполняли полученные задания, были ли конфликты или предпосылки к ним, как вы их устраняли.

Вся история развития человечества – это эволюция использования при­родного окружения в процессе жизнедеятельности человека, поэтому его связь с природой всегда была самой тесной. В дальнейшем, благодаря техни­ческому прогрессу, человек создал искусственную среду обитания, гаранти­рующую ему более безопасное и комфортное существование. Однако каким бы совершенным, автоматизированным ни был этот комфортный мир, чело­век в нем всегда существует лишь за счет природы, ее ресурсов, поэтому он не можетизбежать с ней контактов, а значит, и испытывать на себе ее воздей­ствие, в том числе и в экстремальных ситуациях.

Они могут возникнуть в результате взаимодействия человека с окру­жающей средой и представлять угрозу его жизни, здоровью и имуществу. Например, всевозможные травмы, отравления растительными и животными ядами, заражение природноочаговыми заболеваниями, горная болезнь, теп­ловые удары и переохлаждения, укусы ядовитых животных и насекомых, инфекционные болезни. К экологическим можно отнести ряд экстремальных ситуаций (холод, жара, голод, жажда, переутомление, экоотравление, физиче­ская боль), приобретающих особое значение при определенных обстоятельст­вах. Степень неблагоприятного их воздействия бывает настолько выражена, что ведет к развитию заболевания, стресса.

Факторы природной среды, способствующие развитию или возникновению экстремальных ситуаций: температура и влажность воздуха, солнечная радиация, осадки, уровень барометрического давления атмосферы, ветер, ураган. К ним также относятся рельеф местности, водоисточники, флора и фауна, фотопериоди­ка (полярные день и ночь), колебания магнитного поля Земли.

Факторы, обеспечивающие защитные функции, способствующие нор­мальной жизнедеятельности людей в экстремальных ситуациях природной среды: одежда, аварийное снаряжение, устройства для сигнализации и связи, водно-пищевой запас, аварийные плавательные средства, подручные средст­ва, используемые для различных целей.

В зависимости от материальных условий (экипировка, снаряжение, на­личие аварийных укладок) и особенностей климатогеографических условий одна и та же ситуация может иметь различные последствия, скажем, вынуж­денная посадка самолета в пустыне, безусловно, является более экстремаль­ной, чем та же посадка в тайге.

Экстремальные ситуации обычно возникают, когда человек вынужден находиться на значительном удалении от обжитого места. В зависимости от профессиональной деятельности, образа жизни и привычек, возможны раз­личные варианты экстремальных ситуаций.

Такая опасность возможна прежде всего для людей, профессия кото­рых непосредственно связана с пребыванием в природной среде. Это не толь­ко геологи, археологи, охотники, промысловики, но и военные, водители дальних рейсов, работники сельского хозяйства и т. п. Предпосылками для таких ситуаций могут быть:

а) недостаточная квалификация. Водитель тяжелого грузовика, при­выкший к хорошим дорогам, неожиданно оказался на плохой, грунтовой дороге, и его машина застряла. Это вынуждает его искать помощь у людей, выходить к населенному пункту, а для этого нужно уметь ориентироваться на местности, Положение может усугубиться скоропортящимся или срочным грузом;

б) резкое изменение погодных условий. Альпиниста застал в пути снег с дождем, сильное похолодание. Он вынужден менять график движения, рассчитанный маршрут, поэтому затягивается время возвращения, что может привести к нехватке продовольствия, к вынужденному голоданию. Простей­шая экстремальная ситуация. А если при этом в конце маршрута его должен забрать вертолет, то непогода может поставить и проблему длительного вы­живания;

в) отказ техники, транспортных средств. Тракторист, оказавшийся в машине с заглохшим двигателем снежной зимой, при температуре – 20-30 °С, подвергается риску, так как в таких условиях по глубокому снегу расстояние
в 5-6 км до центральной усадьбы преодолеть непросто. А найдется ли в кабине подходящая для пешего движения одежда, а главное – обувь?

Риск оказаться в экстремальной ситуации возрастает для людей, вынуж­денных изменить привычное место проживания. Изменение климатогеографических условий может усугубиться недостаточной подготовкой или экипировкой путешественника. Этот вариант относится не только к людям, чья профессия требует частых переездов – военным, строителям, но и к простым гражданам, выезжающим на юг, в горы или в другие необычные или экзотические места.

Менее вероятной, но наиболее опасной является ситуация вынужденной автономии. Человек, оказавшийся с природой один на один, испытывает на себе воздействие не только природных факторов (температуры, солнечной радиации, влажности), но и психогенных – страха одиночества, стрессового состояния, что особенно опасно, когда необходимо решительно и быстро действовать. Действие этих факторов бывает настолько выражено, что может привести к развитию стресса. Опасностьситуации вынужденной автономии заключается еще и в том, что ей может быть подвержен любой человек в случае, например, аварии транс­порта или в самой прозаической ситуации (потеря ориентации в пригородном лесу, а под рукой ни спичек, ни компаса, ни запасов продуктов).

Нельзя забывать и про возможные случаи, когда путешественник или ту­рист, пользующийся водой из непроверенных источников, рискует получить от­равление настолько серьезное, что оно может составить угрозу для его жизни, особенно если это произошло в отдаленном районе, где квалифицированная ме­дицинская помощь недоступна. Необходимо всегда помнить о возможном нару­шении экологического равновесия под воздействием человека, и о том, что более 70 % водных источников имеют непригодную для употребления человеком воду.

Все сказанное приводит нас к выводу, что для предупреждения опасно­сти и повышения выживаемости человека в экстремальных природных усло­виях необходимо:

Добиваться повышения квалификации специалистов;

Снижать степень риска улучшением надежности работы техники и оборудования;

Повышать уровень физического развития и тренированность;

Проводить специальную подготовку по выживанию в экстремальных си­туациях в природных условиях, включая подготовку снаряжения и экипировки;

Учить людей правильному поведению при вынужденной смене кли-матогеографических условий жизни.

В разделе на вопрос Приведите примеры экстремальных ситуаций в природных условиях и назовите их причины? заданный автором сложносочиненный лучший ответ это Природные опасные явления и стихийные бедствия по характеру
явлений подразделяются на типы, которые, в свою очередь – на виды.
Рассмотрим классификацию этих явлений.
Геофизические включают в себя землетрясения, моретрясения и
извержение вулканов и др.
Геологические, к которым относят оползни, сели, обвалы и осыпи,
лавины (как грунтовые, так и снежные) , склоновые смывы, просадку
лессовых пород, карстовые явления, сопровождающиеся провалом зем-
ной поверхности и др.
Метеорологические: к ним относят бури (9–11 баллов) , ураганы (12–
15 баллов) , смерчи и торнадо, шквалы, вертикальные вихри, крупный град,
ливни, сильные метели и снегопад, сильный мороз и гололед, заморозки,
сильный туман, сильную жару, суховей, засуху и др.
Гидрологические (морские и речные) включают в себя тайфуны
(тропические циклоны) , цунами, моретрясения, сильное колебание уров-
ня моря, напор и интенсивный дрейф льдов и др. – морские; наводне-
ния, половодье, дождевые паводки, низкие уровни воды, ранний ледос-
тав и др. – речные.
Гидрогеологические: низкий уровень грунтовых вод; высокий уро-
вень грунтовых вод и др.
Природные пожары подразделяются на лесные, степные, торфяные
(поверхностные) и подземные пожары полезных горючих ископаемых.
Инфекционные заболевания, которые могут носить единичный,
эпидемический и пандемический характер (более подробно см. в разде-
ле «Основы медицинских знаний») .
Массовое поражение сельскохозяйственных животных и ра-
стений.
Рассмотрим

Ответ от Приборостроение [новичек]
Экстремальная ситуация-это такая ситуация, которая отличается от нормальной жизни и таит в себе опасность для человека.


Ответ от Олег Тюш [новичек]
смена климатогеографическихусловий; резкое изменение природных условий; заболеванияили повреждения организмачеловека, требущие экстримальной медицинской помощи; вынужденое автономное существование.

Основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях. Понятие об опасной и экстремальной ситуации. Основные виды экстремальных ситуаций в природе (смена климатогеографических условий, резкое изменение природных условий, требующие экстренной медицинской помощи заболевания или повреждения, вынужденное автономное существование) и их причины. Наиболее распространенные случаи вынужденного автономного существования: потеря ориентировки на местности, отставание от группы, авария транспортного средства в малонаселенной местности. Понятие о выживании.

Факторы и стрессоры выживания в природных условиях. Причины, влияющие на поведение человека, - факторы выживания. Группы факторов выживания: личностные, природные, материальные, постприродные. Понятие о стрессорах выживания. Различные стрессоры и способы их побороть.

Психологические основы выживания в природных условиях. Свойства человеческой психики, помогающие выживать. Как развивать в себе полезные способности и черты (внимание и наблюдательность, ощущение и восприятие, память и мышление, установку на выживание). Как воспользоваться ими в условиях вынужденного автономного существования.

Страх - главный психологический враг. Страх и его негативное влияние на человека в опасной ситуации. Паника и оцепенение как опасные состояния. Способы побороть страх. Как работа над собой повышает шансы выжить в экстремальных ситуациях. Систематическое воспитание воли.

Подготовка к походу и поведение в природных условиях. Основные способы избежать экстремальных ситуаций в природных условиях. Подготовка к походу: обеспечение безопасности, распределение обязанностей, продуктов и снаряжения, выбор маршрута. Правила безопасного поведения на природе: соблюдение дисциплины, передвижение группой, внимательность, бережное отношение к природе, соблюдение границ полигона, поиск и запоминание ориентиров.

Надежные одежда и обувь - важное условие безопасности. Требования к одежде и обуви. Правила ухода за одеждой и обувью (проветривание и просушивание) в походе. Особенности подготовки к походу в зимнее время.

Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях. Основные правила поведения в экстремальной ситуации. Правила поведения в случае аварии самолета или автомобиля, при стихийном бедствии. Принятие решения двигаться к населенному пункту или оставаться на месте. Правила безопасного поведения: оборудование аварийного лагеря, назначение командира, распределение обязанностей, предотвращение конфликтов.



Действия при потере ориентировки. Основные правила поведения в случае, когда человек заблудился. Как вспомнить пройденный путь, оценить расстояние до источников звука и света, воспользоваться маркировкой маршрутов. Чего нельзя делать, если вы заблудились. Определение направления по встреченным дорогам и тропам, ручьям и рекам. Выход к населенному пункту в зимнее время по лыжне. Определение направления выхода при отставании в походе от группы.

Способы ориентирования и определение направления движения. Ориентирование по компасу, по собственной тени, по звездам, по часам. Ориентирование по местным признакам: таянию снега, густоте травы, влажности земли, строению муравейника, расположению мхов и т. д. Движение по азимуту с использованием двух ориентиров,

Техника движения в природных условиях. Правила безопасного движения по склонам холмов и гор, вдоль ручья. Способы переправы через реку. Особенности передвижения в зимнее время: по снегу, руслам замерзших рек, по льду. Преодоление заболоченных участков.

Сооружение временного жилища, добывание и использование огня. Основные требования, предъявляемые к месту сооружения временного жилища. Виды и способы сооружения временного жилища в летнее и зимнее время (шалаш, навес, иглу). Особенности укрытий в горах. Выбор места и правила разведения костра (в том числе в ненастную погоду и зимнее время). Соблюдение мер пожарной безопасности. Виды костров и их назначение. Способы разжигания и сохранения огня.

Обеспечение питанием и водой. Чувство голода и обеспечение питанием из резервов природы. Обеспечение водой из водоемов, снега, льда. Способы добывания воды, ее очистка и обеззараживание в условиях вынужденного автономного существования.

Поиск и приготовление пищи. Кипячение воды и приготовление растительной пищи при отсутствии посуды. Способы приготовления на костре корней и клубней, рыбы, мелких животных. Основные правила рыбалки.



Особенности лыжных, водных и велосипедных походов. Подготовка к лыжным походам: тренировки, выбор одежды и обуви, группового снаряжения. Правила безопасного поведения в водном походе. Подготовка к велосипедному походу, основные правила безопасности.

Безопасность на водоемах. Виды опасности на воде. Правила безопасного поведения на зимних водоемах (при передвижении по льду). Правила безопасного поведения на водоемах летом (при купании).

Сигналы бедствия. Способы подачи сигналов бедствия. Специальные знаки международной кодовой таблицы символов. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств.

На уроке шестиклассники познакомятся с определениями «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация» и «экстремальная ситуация». Узнают условия и причины возникновения опасных ситуаций.

На протяжении тысячелетий люди сталкиваются с разнообразными опасностями. И ныне человек получает травмы и гибнет в результате пожаров и отравлений в быту, криминальных ситуаций, транспортных аварий, и при встрече один на один с природой. В современном мире наибольшую опасность для людей представляет человеческая социальная и техногенная деятельность.

Вам хорошо известно, что большая часть травм в быту и на отдыхе является результатом нашей неосторожности, легкомыслия, или незнания (рис. 2). Жизнь и здоровье человека, зачастую, зависят от его грамотных и своевременных действий в опасных ситуациях. Осознание этой простой истины может стать первым шагом в овладении искусством выживания в природе и социуме.

Рис. 2. Не рискуйте без надобности ()

Современные маугли

Вы, скорее всего, слышали сказку Редьярда Киплинга о Маугли или смотрели мультфильм по этой замечательной сказке. История мальчика, выросшего в волчьей стае, поражает. А знаете ли вы, что в современности тоже встречаются дети, выращенные животными.

Например, в Камбодже в 2007 году нашли женщину, выросшую в джунглях (рис. 3). Женщина пришла в селение и попыталась украсть у крестьянина еду, но попалась на горячем. Хозяин дома отвел странную грязную женщину в местный участок полиции. Полицейский признал в дикой женщине свою дочь, которая потерялась в джунглях в 1988 году в возрасте восьми лет.

Рочом, так звали лесную девушку, три года прожила с людьми, но привыкнуть к ним не смогла. Продолжала мяукать, из кхмерского языка выучила только три слова: «мама», «папа» и «живот болит». Больше любила ползать, чем ходить.

Рис. 3. Найденная в джунглях Камбоджи женщина ()

Весной 2010 года Рочом сбежала в джунгли, родную и понятную среду обитания. В июне ее снова нашли. Лесную женщину отмыли от нечистот и передали команде испанских психологов, которые учат ее нормам человеческого поведения.

Восьмилетняя девочка смогла выжить в природной среде, но, будучи лишенной человеческого общения, вряд ли сможет стать полноценным членом общества.

Ранее мы упоминали об опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде. Что же они собой представляют? Это ситуации, возникающие при взаимодействии человека с окружающей средой.

Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы, угрожающие здоровью, жизни человека.

Экстремальная ситуация - это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой.

Такие ситуации могут случиться с человеком или группой людей на природе: в лесу, в степи, в горах, в пустыне, т. е. в тех местах, где много опасностей и помощи ждать неоткуда.

Условиями возникновения некоторых из подобных ситуаций могут быть:

Болезнь или повреждение организма человека, находящегося в природной среде (простуда, мигрень, переломы, ушибы, отравления, укусы животных и т. д.);

Другим условием может быть:

Резкое ухудшение погодных условий (сильные морозы, вьюга, метель, сильная жара, засуха и т. п.);

Вынужденное автономное, т. е. самостоятельное, пребывание в природных условиях. Например, когда человек заблудился в лесу или потерпел аварию.

Например, есть люди, увлекающиеся охотой. Но ведь в лесу и степи много опасностей: охотник может подвергнуться нападению дикого зверя; может попасть в капкан, поставленный другими охотниками (рис. 4); его может застать непогода; охотник может заблудиться в чаще; потенциальную опасность представляют также старые деревья, которые могут упасть. Любая из перечисленных ситуаций может стать для человека экстремальной.

Рис. 4. Охотники должны быть аккуратными, чтобы не попасть в капкан, поставленный другими охотниками ()

Можно сделать вывод, что большинство опасностей являются результатом нашего легкомыслия или неправильных действий, отсутствия необходимых знаний.

Например:

Спровоцировал на агрессию зверя;

Отравился ягодами в лесу;

Отстал от туристической группы на маршруте

Потерял ориентацию в лесу;

Заблудился в пещере.

Успех автономного выживания человека в природных условиях зависит от его знания особенностей климата, в котором он находится, особенностей флоры и фауны. Об особенностях флоры и фауны своего края вы могли узнать на уроках природоведения. Если человек знает об этих особенностях, то он может обеспечить себя питанием, добыть огонь, воду, соорудить себе убежище, защитить себя от основных опасностей в любое время года.

На уроках географии вам расскажут о климатических поясах - обширных территориях, для которых присущ определенный климат, растительность, животный мир.

Волчьи ягоды

Так уж получилось, что под термином «волчьи ягоды» скрываются разные понятия.

Вы знаете, что волчьи ягоды есть нельзя, поскольку многие из них ядовиты.

Волчьи ягоды - это собирательное, народное название ряда растений, плоды большинства которых имеют токсические или раздражающие свойства:

Белладонна, волчеягодник, вороний глаз, крушина ломкая. Все эти растения встречаются в наших широтах, поэтому не стоит есть незнакомые ягоды, даже если они внешне привлекательны (рис. 5).

Рис. 5. Волчье лыко ()

Во-первых, волчьи ягоды - это одно из народных названия кустарника, который называется волчье лыко (другие названия - волчеягодник, волчник, дафна).

Яркие красные ягоды волчьего лыка величиной с горошину сидят прямо на ветках по 2-3 штуки, как у облепихи.

Несмотря на то что они выглядит очень аппетитно, есть их ни в коем случае нельзя, так как они сильно ядовиты! Впрочем, у волчеягодника ядовиты все части растения. Даже маленькая капелька сока растения, попав на кожу или слизистую оболочку губ или глаз, вызывает раздражение. Если съесть ягоду волчника, начнется жжение, тошнота, рвота, слабость, могут начаться судороги, поднимется температура... Поэтому постарайтесь не подходить к этому красивому кустику!

Только, пожалуйста, не обращайтесь с этим растением как с врагом, если вам посчастливится встретить его в лесу! Оно достаточно редкое и занесено в Красную книгу.

Что же способствует выживанию человека в природе? Есть несколько факторов:

Психологическая подготовленность. Если вы морально готовы к тому, что может случиться экстремальная ситуация, то, попав в таковую, вас не охватит паника. Думаю, вам известно, что паника - худший враг в экстремальных ситуациях, поскольку парализует волю человека, и он окончательно теряет способность принимать правильные решения и контролировать свои действия.

Физическое здоровье (сильные мышцы, закалка, выносливость).

Знания о том, как вести себя в подобной ситуации, о том, как обеспечить себе пищу, воду и кров на время вынужденного автономного пребывания.

Необходимое снаряжение: спички, нож, бинт, бактерицидный пластырь, специальная одежда, запас пищи.

Обучение выживанию

Если вы заинтересовались способами выживания, вы можете попросить родителей о том, чтобы во время летних каникул они записали вас в лагерь по обучению выживанию.

В подобных лагерях (срок пребывания в них варьируется от 14 дней до месяца) вы научитесь разводить огонь без спичек, обустраивать ночлег. Узнаете, как найти пропитание и воду в экстремальной ситуации, как оказывать первую помощь (рис. 6).

Эти знания, несомненно, вам пригодятся, как пригодились они Денису из Костромы. Он с 8 лет ходил в походы и владел основными навыками выживания. В одном из походов случилось так, что он остался отрезан от своей группы. При переходе через горный массив начался камнепад. Группе пришлось разделиться на две части. Денис вместе с раненым товарищем остался один в горах. Остальная группа поспешила за помощью. Пока спасатели старались освободить горную тропу от камней, Денис оказал первую помощь пострадавшему товарищу и нашел убежище, чтобы обезопасить себя от повторного камнепада. Таким образом, парень помог себе и товарищу.

Рис. 6. Тренировка в лагере по обучению выживанию ()

Знания основ выживания в лесу могут вам также пригодиться. А еще в лагере по обучению выживанию вы получите возможность узнать много нового о природных явлениях, полезных растениях, животном мире. Ну и, конечно, это незабываемые впечатления, общение со сверстниками, интересные события.

Специалисты дают такие советы:

Экстремальных ситуаций нужно по возможности избегать;

Экстремальных ситуаций нужно не допускать;

Не поддаваться страху и панике при любых обстоятельствах;

Чтобы не допустить ЭС, нужно знать их причины;

Чтобы выйти из ЭС, нужно знать, как правильно действовать.

Знания - одно из важнейших богатств человека. Обладая знаниями о том, как ориентироваться на местности без специальных приборов, как развести огонь на природе, как добыть себе пищу и воду, как оказать первую помощь и как соорудить укрытие, ты сможешь обеспечить не только собственное выживание, но и помочь другим в экстремальных ситуациях.

Например, в замечательном мультфильме «Утиные истории» трое братьев, попадая в затруднительное положение, всегда обращались к справочнику, в котором находили ответы на все свои вопросы. Таким справочником могут стать твои знания, если ты будешь все внимательно усваивать.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил.
  2. ОБЖ, 6 класс Учебник для общеобр. учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Вихорева Т.С. - 1-е изд. - М: Изд-во АТС, 1996. - 160 с.
  3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. - 2012, 209 с.
  1. Dic.academic.ru ().
  2. YouTube ().

Домашнее задание

  1. Выполните задание № 4 на стр. 13. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил.
  2. Представьте, что вы собираетесь выехать на пикник в лес. Запишите все опасности, которые могут ожидать вас в вашем путешествии.
  3. * Узнайте, какие съедобные растения распространены в вашем регионе. Изобразите несколько из них.