Закон о переоборудовании транспортных средств. Прощай, тюнинг: регистрируем доработки автомобиля по регламенту фгуп «нами Минтранс информация по изменению конструкции автомобиля

Закон о переоборудовании транспортных средств. Прощай, тюнинг: регистрируем доработки автомобиля по регламенту фгуп «нами Минтранс информация по изменению конструкции автомобиля
Закон о переоборудовании транспортных средств. Прощай, тюнинг: регистрируем доработки автомобиля по регламенту фгуп «нами Минтранс информация по изменению конструкции автомобиля

Приведенный в этой теме порядок переоборудования утратил актуальность, действующий смотрите здесь:

Деятельность по внесению изменений в конструкцию транспортных средств (ТС) до вступления в силу технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств" (до 23 сентября 2010 г.) регламентируют следующие основные нормативные документы:

С 23 сентября 2010 г. добавлен еще один нормативный документ регламентирующий внесение изменений в конструкцию транспортных средств: Технический регламент (ТР "О БКТС") (Постановление правительства от 10.09.2009 г. № 720) .

С 1 января 2015 г. порядок действий по регистрации внесения изменений в конструкцию измениться на основании технического регламента таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011, регламент ЕВРАЗЭС "О БКТС") .

Целью технической экспертизы конструкции и проверки технического состояния транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями является удостоверение в том, что характеристики транспортного средства не ухудшились по отношению к требованиям, действовавшим в момент выпуска его в обращение.

Основным правилом при внесении изменений в конструкцию ТС находящегося в эксплуатации является удостоверение в том, что характеристики транспортного средства не ухудшились по отношению к требованиям, действовавшим в момент выпуска его в обращение (п. 79 ТР "О БКТС").

Таким образом отметим, что право использования ТС после внесения изменений в конструкцию собственник может получить только после регистрации таких изменений в ГИБДД.
Для регистрации внесенных изменений в конструкции ТС в органах ГИБДД необходимо предоставить для регистрационных действий, помимо прочих, документ, подтверждающий, что конструкция ТС после внесенных изменений отвечает перечню требований по безопасности конструкции. Название данного документа определено Приказом МВД РФ от 07.12.2000 года № 1240, таким документом является «Заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства» («Заключение»).

Действия по выдаче «Заключений» осуществляют ряд уполномоченных ДОБДД МВД РФ и аккредитованных федеральной службой по аккредитации (ФСА) организаций (письмо ДОБДД МВД РФ от 4.06.2007 г. № 13/ц-98 "О контроле за внесением изменений в конструкцию зарегистрированных ТС).

Желающему зарегистрировать вносимые изменения в конструкцию ТС, необходимо произвести следующие действия:
- Заполнить соответствующее установленной формы, обратиться с ним любое регистрационное подразделение ГИБДД. По данному заявлению принимается решение. (регламентируется п.4, п.5 Приложения № 2 Приказа МВД РФ от 7.12.2000 г. № 1240).

При этом в «Заявление на внесение изменений в конструкцию» указывается порядок и условия оформления и выдачи «Заключения» , т.е. ГИБДД изначально не вправе отказать в оформлении изменений в конструкцию ТС.
Так при вынесении решения, регистрационное подразделение ГИБДД, в зависимости от вносимых изменений в конструкцию ТС, определяет порядок и условия оформления и выдачи «Заключения», а также необходимость получения «Заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства» либо определяет отсутствие такой необходимости. В данном вопросе, ГИБДД руководствуется выше указанными нормативными документами, в которых указано, в каких случаях не требуется «Заключение»:

1) транспортное средство после внесенных изменений в его конструкцию соответствует сертифицированному в установленном порядке транспортному средству той же марки и той же организации-изготовителя
2) вносимые изменения предусмотрены перечнем изменений конструкций транспортных средств, которые могут осуществляться без представления заключения (перечень приведен в Приложении № 2 к Приказу МВД РФ от 07.12.2000 года № 1240).
В случае если при внесении изменений требуется заключение, то в «Заключение» помимо внесенных изменений и требований к ним указываются рекомендации по выбору производственной базы, на которой возможно выполнение данного вида работ (определяется организацией уполномоченной выдавать такое «Заключение»).

Следующей ступенью процедуры получения «Заключения» будет обращение гражданина к такой организации для получения заключения с предоставлением необходимых документов.

После получения «Заключения» собственник производит изменения в конструкции ТС (организация определяется по «Заключению»).
- После производства работ по изменению конструкции ТС собственник получает у производителя работ «Заявление-декларацию об объеме и качестве выполненных работ» . При самостоятельном производстве работ собственником «Заявление-декларация» заполняется и подписывается собственником ТС.

Далее производится проверка технического состояния конструкции ТС на соответствие требованиям нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО (станции государственного технического осмотра ГИБДД) или на ПТО (пункте технического осмотра), по результатам собственнику ТС выдается диагностическая карта.

После вышеперечисленных действий собственник ТС представляет в регистрационное подразделение ГИБДД:

Документ, удостоверяющий личность;
- документ, подтверждающий право владения, пользования и (или)

распоряжения ТС;

Паспорт ТС (ПТС) и свидетельство о регистрации ТС;
- «Заявление» и решение по нему (пункт а);
- «Заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию ТС» ;
- Диагностическую карту;
- Заверенные в установленном порядке копии сертификатов соответствия на используемые для переоборудования составные части и предметы оборудования, запасные части и принадлежности, подлежащие обязательной сертификации (в случае отсутствия маркировки знаком соответствия).
- «Заявление – декларацию об объеме и качестве выполненных работ» с копией сертификата (если работы выполнялись на сертифицированном предприятии – определяется уполномоченной организацией)

Согласно п. 84 ТР «О безопасности колесных транспортных средств» подтверждение соответствия (сертификация, декларирование) не проводится в отношении компонентов, бывших в употреблении. Подтверждение соответствия также не проводится в отношении восстановленных компонентов, за исключением шин с восстановленным протектором. Это положение распространяется на запасные части и принадлежности, бывшие в употреблении.

Также обращаем внимание, что согласно п. 1 статьи 23 главы 4 Федерального Закона «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Вместе с указанными документами собственник представляет свое ТС для идентификации.

Наличие в паспорте транспортного средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения его эксплуатации.
При выполнении всех указанных условий ГИБДД не может отказать в регистрационных действиях (Любой отказ в регистрационных действиях должен осуществляться в письменном виде с указанием причины – определено Порядком регистрации транспортных средств, Приказ МВД РФ от 24.11.2008 г. № 1001).

Так выглядит общая схема действий для оформления внесения изменений в конструкцию транспортного средства.

Досье на проект

Пояснительная записка

В соответствии с разделом 4 главы V технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Перечень недопустимых изменений конструкции колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации.

2. Министерству внутренних дел Российской Федерации до 1 декабря 2017 года утвердить административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации

Порядок осуществления контроля при внесении изменений в конструкцию колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации.

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает требования к осуществлению контроля при внесении изменений в конструкцию колесных транспортных средств, выпущенных в обращение и зарегистрированных в установленном порядке (далее - транспортные средства).

2. Контроль осуществляется подразделениями органов внутренних дел, на которые возложены обязанности по федеральному государственному надзору в области безопасности дорожного движения, при оформлении разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства (далее - разрешение) и выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности (далее - свидетельство).

3. Оформление разрешения и выдача свидетельства осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" по месту обращения владельцев транспортных средств, постоянно проживающих в Российской Федерации, или представителей юридических лиц независимо от места выдачи регистрационных документов на транспортное средство.

В случае обращения владельца транспортного средства, временно проживающего либо временно пребывающего на территории Российской Федерации, контроль осуществляется подразделениями органов внутренних дел, расположенными в пределах субъекта Российской Федерации, в котором указанные лица временно проживают либо временно пребывают.

4. Разрешение оформляется на основании заключения предварительной технической экспертизы на предмет возможности внесения изменений (далее - заключение предварительной технической экспертизы), содержащего вывод о соответствии транспортного средства после внесения изменений в его конструкцию требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - ТР ТС 018/2011), действовавшим на момент выпуска его в обращение.

5. Свидетельство выдается на основании полученного разрешения, заявления-декларации об объёме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства (далее - заявление - декларация), протокола проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в неё изменений (далее - протокол проверки безопасности конструкции), содержащего вывод о соответствии его безопасности требованиям ТР ТС 018/2011, и проверки технического состояния транспортного средства после внесения изменений в его конструкцию.

6. Заключение предварительной технической экспертизы и протокол проверки безопасности конструкции оформляются испытательными лабораториями (центрами), отвечающими следующим требованиям:

а) включены в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;

б) аккредитованы на оценку соответствия требованиям ТР ТС 018/2011;

в) область аккредитации включает в себя оценку соответствия единичных транспортных средств.

Заявление-декларация оформляется производителем работ по внесению изменений конструкции транспортного средства.

7. Требования к содержанию заключения предварительной технической экспертизы, заявления - декларации и протокола проверки безопасности конструкции изложены в приложениях NN 1 - 3 к настоящему порядку.

II. Оформление разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства

8. Разрешения оформляется на основании анализа заключения предварительной технической экспертизы и осмотра транспортного средства.

9. Получение разрешения не требуется в следующих случаях:

а) при установке на транспортное средство компонентов:

предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;

предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;

б) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.

10. Для получения разрешения заявителем предоставляются транспортное средство и следующие документы:

а) заявление;

б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

в) доверенность, договор, либо иной документ, удостоверяющий полномочия заявителя на представление интересов владельца транспортного средства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) заключение предварительной технической экспертизы.

11. В случае внесения изменения в конструкцию транспортного средства, связанного с обеспечением возможности управления им лицом с ограниченными физическими возможностями, его представление не требуется.

12. Основаниями для отказа в выдаче разрешения являются:

а) представление документов, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, содержащих недостоверную информацию, имеющих признаки подделки, а также находящихся в числе утраченных (похищенных);

б) отрицательный вывод, содержащийся в заключении предварительной технической экспертизы;

в) предполагаемые изменения в конструкции транспортного средства входят в Перечень недопустимых изменений конструкции колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации;

г) нахождение в розыске транспортного средства, его агрегатов, государственных регистрационных знаков;

д) непредставление транспортного средства;

е) обнаружение признаков скрытия, подделки, несанкционированного изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортное средство организацией-изготовителем.

III. Выдача свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности

13. Выдача свидетельства осуществляется органом внутренних дел по месту оформления разрешения.

14. Свидетельство выдается на основании полученного разрешения, анализа проведенных работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства, использованных при этом компонентов, итогов проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных изменений и его технического состояния, а также осмотра транспортного средства.

15. Для получения свидетельства заявителем предоставляются транспортное средство с внесенными в его конструкцию изменениями и следующие документы:

а) документы, предусмотренные подпунктом "а" - "в" пункта 10 настоящего порядка;

б) заявление-декларация;

в) протокол проверки безопасности конструкции.

16. В случае, предусмотренном пунктом 8 настоящего порядка, заявителем дополнительно представляются документы, подтверждающие соответствующие изменения конструкции транспортного средства, при этом представление документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 15 настоящего порядка, не требуется.

17. Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются:

а) обстоятельства, изложенные в подпунктах "а", "г" - "е" пункта 12 настоящего порядка;

б) отсутствие документов, предусмотренных пунктом 15 настоящего порядка;

в) отрицательные выводы, изложенные в протоколе проверки безопасности конструкции;

г) отсутствие сведений о прохождении технического осмотра транспортного средства после внесения изменений в его конструкцию и (или) об уплате государственной пошлины;

д) несоответствия внесенных изменений в конструкцию транспортного средства представленным документам.

18. Форма свидетельства и порядок его оформления устанавливаются решением Коллегии Евразийской экономической комиссии.

19. После получения свидетельства владелец транспортного средства обязан представить его в течении 10 суток в подразделение Госавтоинспекции, предоставляющее государственную услугу по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства.

20. Свидетельство считается недействительным и подлежит аннулированию в случае выдачи его в нарушении требований ТР ТС 018/2011 регламента или настоящего порядка либо на основании документов, которые в установленном порядке были признаны подложными (поддельными).

Приложение N 1

Требования к содержанию заключения предварительной технической экспертизы на предмет возможности внесения изменений

Заключение предварительной технической экспертизы на предмет возможности внесения изменений (далее - заключение) должно содержать следующие сведения:

б) дату оформления и номер заключения;

в) о транспортном средстве до внесения изменения в конструкцию, включающие его марку, модель, государственный регистрационный знак, категорию по приложению N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (далее -ТР ТС 018/2011), тип транспортного средства, идентификационный номер или номер шасси (рамы) и кузова, экологический класс, модель, тип и мощность двигателя, разрешенную максимальную массу, массу без нагрузки, количество мест для пассажиров (для транспортных средств категорий М2 и М3);

г) предполагаемые к внесению изменения в конструкцию транспортного средства;

д) расчет возможности таких изменений или информация об отсутствии такой необходимости;

е) подробное описание работ, необходимых для внесения предполагаемых изменений, и перечень используемых при этом компонентов транспортных средств;

з) вывод о соответствии транспортного средства после внесения изменений в его конструкцию требованиям ТР ТС 018/2011, действовавшим на момент выпуска его в обращение;

и) перечень требований (испытаний) и (или) измерений параметров, которые должны быть (подтверждены) проведены после внесения изменений в конструкцию транспортного средства для удостоверения в том, что его безопасность соответствует требованиям ТР ТС 018/2011 или информация об отсутствии такой необходимости;

к) подпись, фамилия, имя и отчество эксперта, проводившего предварительную техническую экспертизу на предмет возможности внесения изменений;

л) заверенная печатью организации (индивидуального предпринимателя) подпись руководителя испытательной лаборатории (центра), его фамилия, имя и отчество.

Приложение N 2
к Порядку проведения проверки выполнения требований к колесным транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию

Требования к содержанию заявления-декларации об объёме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства

1. Заявление-декларация об объёме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства должно содержать следующие сведения:

а) наименование производителя работ, его юридический и фактический адрес, номера справочных телефонов, адрес электронной почты, номер и срок действия сертификата соответствия в системе добровольной сертификации автомобильного транспорта (при его наличии);

б) о транспортном средстве, в конструкцию которого внесены изменения, включающие его марку, модель (тип), государственный регистрационный знак, идентификационный номер или номер шасси (рамы) и кузова;

в) дату оформления, номер заключения предварительной технической экспертизы на предмет возможности внесения изменений (далее - заключение) и наименование выдавшей его испытательной лаборатории (центра);

г) подробное описание работ, проведенных по внесению изменений в конструкцию транспортного средства и вывод о их выполнении в объёме, предусмотренном заключением;

д) заверенная печатью подпись руководителя производителя работ, его фамилия, имя и отчество.

2. При описании работ, проведенных по внесению изменений в конструкцию транспортного средства, и использованных при этом компонентах транспортных средств использоваться терминология, предусмотренная техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".

Приложение N3
к Порядку проведения проверки выполнения требований к колесным транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию

Требования
к содержанию протокола проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в неё изменений

1. Протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в неё изменений (далее - протокол) должен содержать следующие сведения:

а) наименование испытательной лаборатории (центра), её юридический и фактический адрес, номера справочных телефонов, адрес электронной почты, регистрационный номер аттестата аккредитации, номер в Едином реестре органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;

б) дату оформления и номер протокола;

в) о соответствии производителя работ по внесению изменению в конструкцию требованиям заключения предварительной технической экспертизы на предмет возможности внесения изменений (далее - предварительная техническая экспертиза);

г) подтверждающие обязательную сертификацию или декларирование соответствия использованных при проведении работ составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств в порядке, установленном техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - ТР ТС 018/2011);.

д) подтверждающие наличие документов, предусмотренных требованиями приложений N 8 и 9 к ТР ТС 018/2011;

е) о транспортном средстве после внесения изменения в конструкцию, включающие его марку, модель, государственный регистрационный знак, категорию по приложению N 1 к ТР ТС 018/2011, тип транспортного средства идентификационный номер или номер шасси (рамы) и кузова, экологический класс, модель двигателя, а также общие технические характеристики, предусмотренные аналогичным полем бланка свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности;

ж) перечень проведенных испытаний и (или) измерений параметров транспортного средства, проведенных согласно заключению предварительной технической экспертизы для удостоверения его безопасности требованиям ТР ТС 018/2011, с указанием их итогов, возможных границ параметров и оценкой по каждому (соответствует / не соответствует);

з) вывод о соответствии безопасности транспортного средства после внесения изменения в его конструкцию требованиям ТР ТС 018/2011;

и) подпись, фамилия, имя и отчество эксперта, проводившего проверку безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в неё изменений;

к) заверенная печатью организации (индивидуального предпринимателя) подпись руководителя испытательной лаборатории (центра), его фамилия, имя и отчество.

2. В случае отсутствия изменений в параметрах какой-либо из общих технических характеристик, предусмотренных подпунктом "е" пункта 1 настоящего приложения, при заполнении протокола вносится запись "без изменений".

Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от _____________ 2017 г. N ____

Перечень
недопустимых изменений конструкции колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации

Изменения конструкции колесного транспортного средства, находящегося в эксплуатации (далее - транспортное средство), в результате которых:

а) транспортное средство не будет соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", действовавшим на момент выпуска его в обращение, или иметь технические характеристики ниже показателей, действовавших на момент выпуска его в обращение;

б) идентификационный номер транспортного средства будет уничтожен;

в) транспортное средство будет использовано для изготовления единичного транспортного средства в рамках индивидуального технического творчества и предусматривающие:

изменение разрешенной максимальной массы транспортного средства;

изменение габаритов рамы транспортного средства и (или) его кузова, в случае отсутствия одобрения типа транспортного средства с аналогичными характеристиками;

замену кузова легкового автомобиля и (или) шасси транспортного средства на непредусмотренные заводом-изготовителем.

Обзор документа

Разработан Порядок осуществления контроля при внесении изменений в конструкцию колесных ТС, находящихся в эксплуатации.

Контроль осуществляется подразделениями ОВД, на которые возложены обязанности по федеральному надзору в области безопасности дорожного движения. Это делается при оформлении разрешения на внесение изменений в конструкцию ТС и выдаче свидетельства о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

Также разработан Перечень недопустимых изменений конструкции колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации. В частности, это изменения, приводящие к уничтожению идентификационного номера ТС.

Вопрос Ответ
Нет, необходимо получить разрешение на управление подобным транспортным средством.
· установка кенгурятника;

· замена обычных ламп головного света на ксеноновые;

· установка газобаллонного оборудования;

· уменьшение дорожного просвета автомобиля и прочее.

· радары;

· навигаторы;

· детекторы;

· видеорегистраторы и прочее.

· предварительная экспертиза;

· обращение за получением разрешения от Госавтоинспекции;

· переоборудование с прохождением технического осмотра;

· получение свидетельства о соответствии требованиям безопасности;

· внесение сведений о переоборудовании в регистрационные документы автомобиля.

Существует множество организаций, с которыми можно ознакомиться на сайте департамента технического регулирования ЕЭК.
· выяснился факт подделывания протокола и заключение экспертизы;

· изменения, предоставленные в документах, не соответствует правилам безопасности;

· транспортное средство ввезено без документов подтверждающих сертификацию либо с ограничениями таможенных органов;

· наличие ложной информации в предоставленной документации.

Изменения в конструкции транспортного средства потенциально представляют опасность для автовладельцев и других участников движения. В связи с этим на переоборудование автомобилей введены строгие ограничения. Вносить изменения не запрещено, но делать это необходимо в соответствии с законными требованиями и с разрешения контролирующих органов.

О неправомерности cсамовольного переоборудования автомобилей гласит Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (№196), Технический регламент Таможенного Союза (18/2015) и пункт 7.18 Правил дорожного движения. По действующим нормативным актам изменение конструкции автомобиля возможно, но эксплуатация транспортного средства с незарегистрированными изменениями запрещена.

Разрешение получают в уполномоченных органах до того, как машина будет переоборудована. Оформить согласование необходимо при установке деталей и агрегатов, не предусмотренных заводом-изготовителем. Если оборудование по техническим и визуальным признакам не соответствует, до получения разрешения управлять автомобилем нельзя.

Какие изменения не требуют оформления разрешен ГИБДД

На замену любых элементов, которые предусмотрены в эксплуатационной документации, соответствуют модели автомобиля и имеют маркировку изготовителя, разрешения не требуется. Автовладелец может менять старые запчасти на новые, но с соблюдением правил установки. Независимо от того, где переоборудуется машина, согласовывать свои действия с уполномоченными инстанциями необязательно.

Чтобы разобраться, что нужно регистрировать, а когда можно обойтись без одобрительных документов, необходимо различать понятия «конструктивные изменения» и «дополнения».

Изменения – это все, что связано с заменой функционала на новый: кенгурятник, ГБО, ксеноновые лампы и др. На эксплуатацию авто с внесенными изменения нужно оформить разрешение.

К дополнениям относят навигаторы, видеорегистраторы, радары, детекторы и другое оборудование, не требующее демонтажа элементов, установленных производителем. Дополнения, внесенные в конструкцию автомобиля, не регистрируются.

Автовладельцев привлекают к ответственности только при управлении самодельным автомобилем без регистрации и необходимых разрешений. Штраф составляет 500 руб. Предусмотрены и более серьёзные виды наказания. Машина автоматически снимается с учета в случаях, когда после вынесенного предписания об административном нарушении, транспортному средству в течение 10 дней не будет возвращен первоначальный вид и состояние.

Предварительное разрешение на внесение изменений в конструкцию автомобиля

Специально для автовладельцев, желающих внести изменения в конструкцию автомобиля, МВД разработало проект постановления, в котором установлен порядок действий для легализации переоборудования.


  1. Предварительная экспертиза;
  2. Обращение за получением разрешения от ГИБДД;
  3. Переоборудование с прохождением техосмотра;
  4. Получение свидетельства о соответствии требованиям безопасности.
  5. Внесение данных о переоборудовании в регистрационные документы транспортного средства (СОР и ПТС).

Не все технические усовершенствования могут быть официально зарегистрированы. Прежде чем что-то устанавливать, менять и вносить изменения в конструкцию автомобиля, необходимо убедиться в возможности переоборудования. Это позволит избежать неразумных расходов и штрафных санкций.

Процесс переоборудования начинается с предварительного заключения. Это первый документ, наличие которого подтверждает возможность внесения изменений в конструкцию машины.

Заключение выдается до первого посещения в ГИБДД.

Для получения документа автовладельцу необходимо обратиться в любой специализированный центр, у которого есть право осуществлять подобные проверочные процедуры. После осмотра специалист должен выдать заключение о возможности или невозможности конструктивных изменений.

Процедура внесения изменений в конструкцию автомобиля

Получив предварительное одобрение, автовладелец пишет заявление с перечислением желаемых действий по реконструкции. Начинать переоборудование можно только после того, как будет принято решение по заявлению и составлено заключение о возможности внесения изменений от ГИБДД.

Куда обращаться

Желающие получить одобрение и официальное разрешение на переоборудование в ГИБДД должны обращаться в автосервисные центры, имеющие лицензии на проведение необходимых работ. После того как будут внесены изменения в конструкцию, сотрудник центра обязан выдать автовладельцу результаты технического осмотра, документ с полным перечнем проведенных работ, сертификаты соответствия установленного оборудования действующим требованиям Регламента. С этими документами владелец транспортного средства снова обращается в автоинспекцию с просьбой о получении документа, подтверждающего выполнение условий безопасной эксплуатации.

Экспертиза

Чтобы узаконить внесенные изменения и документально подтвердить безопасность установленного оборудования проводят заключительную экспертизу.


По завершению процедуры владельцу выдается протокол технической экспертизы, который необходимо предоставить в ГИБДД. Помимо протокола автовладелец предъявляет документ, удостоверяющий личность, ПТС, свидетельство о регистрации авто. После проведенных проверок сотрудник автоинспекции оформляет свидетельство о соответствии переоборудованного ТС требованиям безопасности.

С полным списком организаций, которые уполномочены оценивать состояние автомобиля при внесении изменений в конструкцию, можно ознакомиться на сайте департамента тех. регулирования ЕЭК.

Когда ГИБДД может отказать в регистрации изменений

Номер кузова, двигателя, VIN и другие детали, касающиеся маркировки, трогать нельзя. Если это требование нарушается, сотрудники ГИБДД в регистрации изменений могут отказать. Среди других оснований для отказов можно выделить:

  • Недостоверность сведений в предоставленных документах;
  • Автомобиль ввезен без документов, подтверждающих сертификацию или с ограничениями органов таможни;
  • Изменения, представленные в документах, противоречат правилам безопасности;
  • Очевидны подделки в протоколах и заключениях проведенных экспертиз.

Прежде чем планировать переоборудование и усовершенствование автомобиля, ознакомьтесь с полным перечнем причин возможного отказа, который обозначен в п.3 Общих положений Приказа МВД РФ №1001 (от 24.11.2018) «О порядке регистрации ТС». Это позволит избежать неприятностей при проверке документов и административных наказаний за незаконное внесение в конструкцию автомобиля.

Я недолюбливаю тюнинг. Но из практических соображений и на моем автомобиле в редких случаях могут появиться доработки. К примеру, не так давно я установил светодиодные дневные ходовые огни. Купил в интернете, подключил в сервисе, все документы в порядке, и, соответственно, ни о какой регистрации в ГИБДД даже не задумывался, поскольку как правозащитник и преподаватель автошколы я заведомо искал огни с полным комплектом нужных сертификатов.

В противном случае на кону госномера, ведь внесение изменений в конструкцию может повлечь абсолютно законное аннулирование регистрации. Но, как показывает жизнь, даже при наличии всех необходимых бумаг исход встречи с ГИБДД будет зависеть лишь от того, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, а также права и обязанности инспектора.

Итак, первое, что нужно запомнить. Приоритет перед всеми нормативными актами в области внесения изменений в конструкцию у нас имеют положения Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств » (далее для простоты — ТРТС). А он говорит нам, что все, из чего состоит автомобиль, делится на компоненты и на предметы оборудования. Компоненты напрямую влияют на безопасность, поэтому в регламенте прописаны жесткие требования почти к каждому из них, а предметы оборудования попадают под действие регламента только в тех редких случаях, когда и они затрагивают эту сферу.

Дневные ходовые огни, как и любые другие устройства освещения, — это компоненты. И действия с ними (пункт 2 ТРТС) всегда трактуются как внесение изменений в конструкцию (пункт 6 ТРТС), то есть водитель, по идее, обязан пройти полную процедуру оформления доработок в ГИБДД, включая две техэкспертизы и техосмотр, что потребует множество времени и средств. Однако есть два исключения, они прописаны в пункте 77 регламента.

Первое исключение имеет силу, когда руководство по эксплуатации автомобиля разрешает без согласования с какой-либо инстанцией устанавливать некоторые компоненты. Например детское кресло. В регламенте оно упомянуто именно как компонент транспортного средства, однако водители имеют право устанавливать и снимать его самостоятельно без каких-либо претензий со стороны ГИБДД.

Второе исключение касается компонентов, не просто предназначенных для данного транспортного средства, но и прошедших в составе с ним полную оценку соответствия требованиям ТРТС, — то есть сертификацию. Скажем, вы захотели поменять изношенный двигатель на аналогичный новый. Если это серийный мотор и к нему прилагается соответствующий сертификат, то можно просто провести работы на сервисе и, минуя все техэкспертизы, отправляться прямо в ГИБДД для изменения данных в паспорте транспортного средства.

Естественно, прежде чем давать такие рекомендации, я изучил судебную практику. Вот можно найти решение Самарского областного суда, которым подтверждено право некоего автовладельца установить на свою Ладу Приору новый двигатель с соответствующим сертификатом без согласования и разрешения от ГИБДД. Причем решением суда отказ в регистрации автомобиля с новым двигателем признан незаконным, и далее говорится об обязанности ГАИ совершить регистрационные действия.

Именно такой сертификат на ходовые огни и лежит у меня в бардачке, а это значит, что ни до, ни после установки мне не нужно проходить с ними проверку на соответствие требованиям ТРТС — за меня это уже сделал изготовитель.

Но, как показывает практика, инспектор все равно, завидев светодиодные лучи моей машины, может остановить меня со словами: «Товарищ водитель, вы самостоятельно установили световые приборы! Вам штраф — 500 рублей . Вы обязаны через неделю явиться в ГИБДД, показать автомобиль без огней, иначе мы аннулируем регистрацию. И вообще, я требую, чтобы вы прекратили нарушение! Если поймаю с огнями через неделю — пойдете под арест на 15 суток за невыполнение моих законных требований!» Еще и такую вот бумагу выпишет со всеми своими требованиями.

Что я отвечу?

Во-первых, мне достаточно сказать, что я все требования закона и соответствующего регламента выполнил с точностью до запятых и пробелов. Если инспектор не предоставил доказательств моей вины и начал портить мне жизнь, то все деньги, которые я вынужден буду потратить на доказательства моей невиновности, я потом истребую с казны РФ. А позже напишу заявление в прокуратуру, что незаконные действия нанесли ущерб государству, а потому подлежат возмещению из кармана инспектора, — об этом говорят Гражданского кодекса и постановление Верховного суда . Да, это путь долгий и трудный, однако это единственный способ убедить инспектора в том, что его начальство может отдавать любые приказы, но в конечном итоге инспектор за их выполнение выплатит неустойку из бюджета своей семьи.

Во-вторых, требовать прекращения правонарушения инспектор может, вот только требовать немедленно . Не дает ему закон «О полиции» права отпускать водителя и далее нарушать ПДД. И если он нарушителя отпускает, то выходит за рамки предоставленных ему полномочий: грозить арестом в будущем, имея возможность прекратить нарушение в данный момент, — непроходимая глупость.

Допустим, хулиган избивает девушку. Полиция его останавливает, выписывает требование «прекратить избивать девушку» и уезжает. Аналогия полная. Если водитель, тронувшись с места, уже нарушил ПДД, тем более имея в кармане письменное требование инспектора ни в коем случае этого не делать, то ни о каком предоставлении времени на прекращение правонарушения речи идти не может!

Потому, получив бумагу, я зачеркну в заголовке слово «Требование», исправлю его на «Чистосердечное признание» в умышленном манипулировании норм закона «О полиции», а также подробно объясню инспектору, в каком месте он глубоко заблуждается.

Кстати, в КоАП нет упоминания о «Требовании прекратить правонарушение» в отношении физических лиц — о нем говорится только применительно к организациям и должностным лицам. Статья 29.13 КоАП и ч.4 ст.13 закона «О полиции» в этом соответствуют друг другу.

В-третьих, если мне пригрозят отменой регистрации и потребуют за десять дней исправить конструкцию и пригнать машину на осмотр, я отвечу, что никаких доказательств своей вины или своей невиновности я никому предоставлять не должен. И ездить куда-либо не обязан. Все действия, которые инспектор в рамках административного дела может предпринять, записаны в главе 27 КоАП и со ссылками на нее переписаны в «Административный регламент ГИБДД» — документ, который в соответствии с законом «О полиции» определяет порядок реализации прав полицейского на дороге. Если инспектор выходит за рамки «Административного регламента», то он нарушает требования закона «О полиции».

Если инспектору очень хочется, пусть начинает административное расследование, а там посмотрим…

К тому же по закону ГИБДД имеет право прекратить регистрацию автомобиля и без всякого десятидневного «испытательного» срока и дополнительного осмотра — необходимо только, чтобы постановление о правонарушении по ч.1 ст.12.5 КоАП со ссылкой о внесении изменений в конструкцию вступило в силу.

Естественный вопрос: если все так просто, то почему ГИБДД сплошь и рядом выписывает подобные требования? Почему автомобилисты в судах получают штрафы и аресты? Почему прекращается регистрация?

Да потому что о тонкостях законодательства мало услышать. Необходимо всегда иметь под рукой ссылки на законы, правила, регламенты, постановления судов, чтобы уметь отстоять свои права. Ну или обладать достаточными средствами, чтобы это сделал квалифицированный адвокат.

Возьмем «чисто пацанский автомобиль», на котором без тонировки «в ноль» ездить «не солидно». Останавливают такого мальчика, вручают ему требование удалить тонировку, грозят пальчиком. Он что, разбирается в тонкостях законодательства? Его через неделю потащат к судье за то, что он продолжает ездить с тонировкой. Что мальчик может сказать судье? Где он найдет средства на адвоката? Этим и пользуются.

В итоге получается, что вместо законных прав и обязанностей у нас работают понятия и обязанности. Обязанности — для водителей, понятия — для чиновников. Как недавно выразился бывший кремлевский социолог Симон Кордонский: «Чиновники могут выбирать из сотен разного рода нормативных актов именно те, которые им сейчас нужны. Те, что наиболее выгодны в рамках системы понятий, в которой этот чиновник живет».

Но я думаю, что, зная закон, любого чиновника можно поставить на место.

Просмотров: 11942

Юрист Национального автомобильного союза Вадим Геворкян собрал и разъяснил все документы и термины, необходимые для того, чтобы в ГИБДД или в суде отстоять свои права на внесение изменений в конструкцию транспортного средства. Эффективность такой трактовки нормативных актов доказана десятком выигранных дел и отмененных постановлений об административных правонарушениях.

Обрушившийся на голову простым смертным и надзирающим, я имею в виду правоприменителей, действующий в настоящее время технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» обычно оставляет больше вопросов, чем дает ответов.

СССР имел опыт «технической революции по принуждению». В первые послевоенные годы вышел документ, запрещающий эксплуатацию автомобилей с механическими тормозами на территории городов и поселков. Только гидравлика, сказало правительство! В одночасье все ЗиС-5 и «полуторки» оказались вне закона и тихо исчезли с горизонта истории. И не найдешь теперь аутентичного отечественного автомобиля времен войны.

Летом 2016 года вдруг оказалось, что есть какие-то особенные правила для установки буквально каждой мелочи в/на/под автомобиль. В среде автолюбителей поползли слухи, что «вышел новый закон», а это вообще универсальная формулировка по отношению ко многому, что объяснить не могут ни правоприменители, ни обычные граждане. Слухи подогревались самими сотрудниками ГИБДД, и постепенно началась паника. «Новый закон» запрещал буквально все! И фаркопы, и шноркели, и антикрылья, и т.д. и т.п. Единственным выходом становилась утилизация того, на чем ездим, и покупка стокового автомобиля. Так ли это? Попробуем выяснить, читая технический регламент и сопутствующую литературу.

Технический регламент ТС 018/2011

Мы немного отойдем от обывательского восприятия этого документа и попробуем расшифровать: а что же реально там написано и что имеется в виду, когда нам рассказывают, что жизнь наша с 2011 года - года принятия технического регламента - кардинально изменилась.

Для начала хочу развенчать устойчивый миф о том, что регламент не опубликован, не принят правительством, касается юридических лиц и тому подобное, а поэтому незаконен. В нашей стране действует закон о техническом регулировании, регламентирующий, в том числе, порядок, сроки, способы принятия технических регламентов. Формальная процедура соблюдена нашей страной на 100%. Формальная. Со стороны правоприменения и необходимости принятия подобных документов, возникает много вопросов. Армения, например, вероломно уклоняется от принятия технического регламента Таможенного союза. Не готовы, говорит, технически. Ну, наше государство более технически продвинуто. Тем более, что действующий регламент Таможенного союза создан на основе российского. Изменение конструкции транспортного средства является камнем преткновения для пользователей, предпринимателей и правоприменителей. И хотя, на мой взгляд, ничего сложного в регламенте нет, до сих пор нет внятного разъяснения правил и порядка правоприменения. НАМИ, организация, являющаяся разработчиком технического регламента, очень долго сохраняла гордое молчание. Да и на сегодняшний день комментарии раздает весьма скупо. Но кое-что из них вытянуть удалось. Об этом в конце статьи.

Выпуск транспортных средств в обращение

Начать нужно с того, что регламент предусматривает процедуру внесения изменений в конструкцию транспортных средств только по отношению к автомобилям, выпущенным в обращение. Под выпуском в обращение подразумевается «разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться транспортным средством на единой таможенной территории Таможенного союза».

Предваряет процедуру выпуска в обращение сертификация транспортного средства с получением «одобрения типа транспортного средства» (ОТТС). Такой тип сертификации проводится в отношении транспортных средств, ввозимых массово, дилерами, например. Второй путь - получение «свидетельства о безопасности колесного транспортного средства» (СБКТС), которое выдается в отношении единичных транспортных средств, ввозимых на территорию Таможенного союза. Территория Таможенного союза охватывает, напомню, несколько государств. Если вы прошли все таможенные процедуры в Беларуси или Казахстане, например, формальных ограничений для эксплуатации вашего автомобиля на территории России нет. Подтверждением того, что автомобиль выпущен в обращение, является паспорт транспортного средства (ПТС).

Именно с этого момента автомобиль признается «законнорожденным» и получает «путевку в жизнь».

Начало эксплуатации

Следующий этап жизненного цикла автомобиля начинается с началом эксплуатации. Подтверждением начала эксплуатации является регистрация автомобиля в органах ГИБДД с получением государственных регистрационных знаков и свидетельства о регистрации. Только с этого момента допустимо вносить изменения в конструкцию.

Законодатель не предусмотрел возможность для дилера установить какое-либо дополнительное оборудование или изменить конструкцию для улучшения потребительских свойств. Интересно, что некоторые производители, «Инфинити», например, в инструкции по эксплуатации прямо запрещают внесение каких бы то ни было изменений или улучшений. Защищая безопасность и надежность своих детищ, они не доверяют никаким инженерам, кроме тех, которые создавали конкретный автомобиль. Попробуем разобраться с тем, что является внесением изменений в конструкцию, а что нет. Ведь смешно думать, что укладка ковриков в салоне должна быть согласована с производителем, а тем более с надзорными органами. Хотя прецеденты были. Помните скандал с «Тойотой», ковриком и педалью газа?

Итак, технический регламент предусматривает процедуру внесения изменений в конструкцию транспортного средства исключительно в период жизненного цикла «эксплуатация». Процедура эта должна проходить под многоступенчатым контролем органов, призванных контролировать безопасность на дорогах. В случае России - это ГИБДД. Соответствующее постановление правительства наделяет ее функцией контроля и надзора в сфере автомобильной безопасности.

Внесение изменений в конструкцию

Теперь переходим к сладкому. «Внесение изменений в конструкцию транспортного средства» - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства (далее - ТС) составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска ТС в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения. Эта практически прямая цитата из ТР ТС 018/2011 приведена здесь для тех, кто регламент не читал и не собирается. В том числе для практикующих сотрудников ГИБДД. Если вчитаться, то можно сделать вывод, что замена или установка компонентов, не влияющая на безопасность дорожного движения, не является внесением изменений в конструкцию ТС.

Безопасность дорожного движения

Термин «безопасность дорожного движения» отсутствует в определениях действующей редакции Технического регламента.

Но у нас есть целый Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»! Теперь потерпите, нужно вчитаться: «Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;
безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий».
Стало понятно? Если нет, прочитайте еще раз, потому что дальше будет сложнее.
Обеспечение безопасности дорожного движения этот же закон определяет как деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Это, собственно, то, чем и нужно заниматься ГИБДД. Не уверен, что все рядовые сотрудники дорожной полиции это знают, но это тема для другой статьи.

В целом и обывателю очевидно, что существует прямая связь между состоянием автомобиля и обеспечением безопасности дорожного движения. Сомневаюсь, что кто-то будет спорить, что только автомобили, отвечающие правилам безопасности, могут быть допущены на дороги общего пользования без ограничений. Технический регламент раскрывает понятие «безопасность транспортного средства» как состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу и окружающей среде. Тот же документ предлагает порядок реализации задуманного. В пункте 16 Технического регламента рассказывается, какие именно нормы технического регулирования и приложения регламентируют способы и средства испытаний и проверок на соответствие требованиям.

Приложения к Техническому регламенту, обеспечивающие выполнение этих требований, не оперируют понятиями «более безопасный компонент» или «менее безопасный компонент». Нет испытаний, утверждающих, что «вот этот амортизатор однозначно безопаснее». При проведении испытаний проверяется исключительно соответствие нормам безопасности, действовавшим на момент выпуска автомобиля в обращение. Соответственно, любой компонент, будь то бампер, фара или капот, выпущенный в обращение в качестве запасной части транспортных средств, эквивалентен, с точки зрения безопасности, компоненту, установленному заводом изготовителем, и влияния, отрицательного или положительного, на безопасность не оказывает.

Здесь нужно отметить, что не все части автомобиля влияют на безопасность и, соответственно, подвергаются проверке. Отдельное приложение к Техническому регламенту подробно разъясняет, какие компоненты и по каким методикам должны подвергаться проверке. Бампер, например, должен проходить испытания по правилам ЕЭК ООН №26 и №42. А вот бачок омывателя автомобиля не подвергается испытаниям вообще. В целом, регламентируется именно рынок «неоригинальных» запасных и сменных частей. Поставщик «на конвейер» вообще освобожден от многих процедур. Все, что мы покупаем в магазинах запасных частей для ремонта автомобиля, или прошло процедуру сертификации, или имеет «отказные письма» об отсутствии необходимости сертификации, основанные на нормах действующего технического регламента.

Ремонт

Для автовладельцев не секрет, что в течение «периода эксплуатации», а по-простому говоря - от получения номеров до последнего пути на авторазбор, автомобиль подвергается естественному износу, может быть поврежден в результате дорожно-транспортного происшествия или по иной причине потребовать ремонта с целью восстановления. А может быть, просто владелец решил с целью «улучшения потребительских свойств» постелить коврики в салон или сменить отпескоструенные фары на новенькие. Хоть и не «оригинал», но с сертификатом соответствия и прошедшие горнило журналистских тестов. Определение ремонта найти непросто. Вроде очевидно, что это такое, но точной расшифровки нет. Давайте обратимся к тем, кто знает, что такое ремонт - к нашим любимым страховым компаниям.

Исходя из определения взятого из методических рекомендаций по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ): «ремонт - комплекс операций по техническому воздействию на транспортное средство, выполняемых по потребности, для устранения повреждений, отказов и неисправностей с целью восстановления его работоспособности». В том же определении различают: «текущий ремонт (замена или восстановление сменных деталей), средний (частичная разборка устройства и его восстановление), капитальный (полная разборка устройства с заменой всех изношенных частей)».

Ремонт и безопасность

При проведении ремонта используют, в том числе, компоненты, выпущенные в свободное обращение в качестве запасных, сменных частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации. Никаких ограничений для использования «неоригинала» и «афтермаркета» нет. Именно поэтому требования безопасности распространяются не только на собственно автомобили на дорогах, но и на компоненты, из которых они состоят или будут состоять после ремонта. Так, в соответствии со статьей 5 уже упоминавшегося Федерального закона «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, осуществления обязательной сертификации или декларирования соответствия транспортных средств, а также составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств.

Для проверки безопасности компонентов и составных частей перед их выпуском в свободное обращение разделом 5 Технического регламента предусмотрены процедуры проверки компонентов на соответствие нормам безопасности. Тем, кто дочитал до этого места, рекомендую напрячься, собрать волю в кулак, потерпеть и познать истину!

Итак, пунктом 81 установлено, что: «Целью подтверждения соответствия является удостоверение в том, что все выпускаемые компоненты, относящиеся к типу, заявленному для подтверждения соответствия, соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 20 настоящего технического регламента». В свою очередь, пункт 20 определяет, что: «Компоненты, выпускаемые в обращение как сменные (запасные) части для находящихся в эксплуатации транспортных средств, при установке на транспортное средство не снижают уровень его безопасности по отношению к уровню на момент выпуска транспортного средства в обращение». Рассматривая требования пункта 20, можно заметить, что компонент, выпускаемый как сменный (запасная часть), отвечает требованиям безопасности при установке на ТС, выпущенное в обращение.

Вот интересно, а когда сотрудники технического надзора говорят, что нужно подтверждение и регистрация установки сертифицированных компонентов, они что имеют в виду? Что они хотят подтвердить?

Исходя из определений технического регламента, можно сделать только один вывод: замена одного компонента на другой не влечет изменения уровня безопасности транспортного средства в целом, при условии подтверждения свойств компонента при процедуре сертификации.

Сертификаты и документы

Наличие сертификата, подтверждающего безопасность, позволяет без ограничения использовать компонент заинтересованным лицам – продавцам, покупателям, спекулянтам и всем остальным. Однако конечный потребитель, покупатель, в соответствии с «Законом о защите прав потребителей», получает запасную, сменную часть не только с набором свойств, но и с определенным набором документов. И это не только сертификаты! Законодательство обязывает не просто выпускать на свободный рынок только безопасные ТС и компоненты, прошедшие процедуру проверки в установленных законом случаях, а еще и снабжать их полной информацией о товаре.

В соответствии с «Законом о защите прав потребителей», продавец обязан передать товар, пригодный для использования с заявленными целями, безопасный, имеющий сертификат соответствия, а также полную информацию о сертификации товара и, самое главное, техническую документацию, где должны быть изложены правила и условия эффективного и безопасного использования товара. То есть - инструкцию по установке и эксплуатации в отношении автокомпонентов.

Замена компонентов

Если все условия производителем и продавцом соблюдены, то замена, то есть установка вместо аналогичного по назначению компонента, запасной части, при условии, что успешно пройдена процедура сертификации и если компонент используется в соответствии с инструкцией по установке и эксплуатации, не является внесением изменений в конструкцию транспортного средства, так как не изменяет уровень безопасности по отношению к конкретному автомобилю, выпущенному в обращение и, соответственно, не влияет на безопасность дорожного движения.

Собственно, это и подтвердил НАМИ в лице Кисуленко Б.В., являющегося заместителем генерального директора НАМИ по техническому регулированию. В ответ на запрос о возможности установки незаводских компонентов на транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, он написал, что, «принимая решение об установке компонентов, следует руководствоваться имеющейся на них документацией. Если в ней приведены сведения о том, что указанные компоненты предназначены для установки на интересующее транспортное средство, то факт внесения изменений отсутствует».

Безопасность и выпуск в обращение

Давайте вернемся на полшага назад. Помните, какой момент считается выпуском в обращение? Правильно: выдача ПТС.

Вот и безопасность конструкции конкретного автомобиля рассматривается не на момент выпуска заводом изготовителем, а на момент выдачи ПТС. Оговорка весьма существенна для владельцев, чьи автомобили пресекли границу Таможенного союза и получили ПТС (были выпущены в обращение на территории Таможенного союза в терминах ТР ТС 018/2011) после нескольких лет эксплуатации на территории других государств.

Вполне обыденная ситуация для, например, дальневосточных регионов РФ – ввоз машин со вторичного рынка Японии. Такие автомобили зачастую получают ПТС вообще без ОТТС или СБКТС!

Дело в том, что Таможенные органы РФ руководствуются Таможенным кодексом Таможенного союза и иными внутренними документами. Тут и пресловутая 352 статья: «К товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу, не применяются меры нетарифного и технического регулирования», и статья 351, определяющая, что «транспортное средство для личного пользования - авто-, мототранспортное средство, прицеп, …, находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно».